Качество красноярских дорог попробуют повысить за счет модифицированной серы

В Законодательном Собрании Красноярского края за круглым столом обсудили реализацию проекта по строительству дорог с использованием модифицированной серы. На заседании присутствовали депутаты, представители профильных министерств и отраслей, красноярские ученые.

В послании Федеральному Собранию президент РФ подчеркнул, что одно из стратегических направлений — развитие транспортной инфраструктуры. Для этого вводятся дополнительные источники для региональных дорожных фондов. В целом по стране объемы дорожного строительства должны удвоиться. По мнению участников круглого стола, решение поставленной задачи требует системного подхода к развитию и взаимодействию не только строительной, но и смежных отраслей, и в первую очередь индустриализации строительства транспортной инфраструктуры.

Создание инфраструктурных объектов и сопутствующая индустриализация требует значительных ресурсов. Для выполнения поставленной задачи по удвоению объемов строительства субъектам РФ дополнительно потребуется 100 миллиардов рублей ежегодно. Таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет. Необходимо максимально использовать инструменты государственно-частного партнерства на региональном уровне. Оптимальным способом реализации капиталоемких инфраструктурных проектов в условиях дефицита бюджетных средств является некоммерческое государственно-частное партнерство в форме концессионного соглашения, объединяющее предприятия реального сектора экономики. Это позволит эффективно решить задачу мобилизации ресурсов.

«Для Красноярского края, как и для России в целом, необходимость в поддержании качественных дорог очень важна, — отметил председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко. — География нашего края весьма обширна. Все, что делается в последние годы, к сожалению, приводит к тому, что наши дороги после ремонта слишком быстро выходят из строя. Одной из причин называют некачественный асфальт, который не выдерживает сибирских условий. Стоит задача: найти что-то, что позволило бы увеличить в разы продолжительность жизни асфальтобетона. Недавно наши соседи в Иркутской области построили участок дороги с применением современных модифицированных добавок на основе серы, которые удлиняют сроки службы асфальтобетона. Здесь мы вспомнили старое. Когда нефть очень трудно при переработке очищалась от серы, то она содержалась в битуме, и дороги служили дольше, чем сегодня. Стоить это, конечно, будет дороже, но зато мы не будем каждые три года ремонтировать дороги».

Сегодня срок службы дорожных асфальтобетонных покрытий в России в три-четыре раза меньше, чем в развитых европейских странах. Увеличение межремонтных сроков эксплуатации дорожных покрытий повлечет за собой значительную экономию бюджетных средств, ежегодно выделяемых на ремонт и содержание дорог, которые могут быть направлены на дальнейшее расширение существующей сети автодорог с твердым покрытием.

Одним из компонентов дорожной асфальтобетонной смеси, от состава и свойств которого существенно зависит срок службы покрытий, является дорожный битум. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, доля вклада битума в качество и долговечность асфальтобетона оценивается от 20 до 40%. Поэтому повышение качества дорожных битумов, с применением которых сроки безремонтной эксплуатации дорожных покрытий могут быть существенно увеличены, следует рассматривать как весьма актуальную задачу.

Дорожные битумы, вырабатываемые сегодня в России на предприятиях нефтепереработки, мало отличаются друг от друга по качественным характеристикам, поскольку в основной своей массе вырабатываются из остатков переработки товарных смесей западносибирской нефти по типовой технологии прямого окисления углеводородного сырья.

По оценкам дорожных строительных организаций, около 20–30% от объема всех вырабатываемых на НПЗ отрасли битумов сегодня не соответствуют требованиям стандарта хотя бы по одному из показателей качества.

«Мы ищем возможности, которые нам предоставляет наука, — сказал депутат Артем Черных. — Хочется отметить, что помимо технологии как таковой речь еще идет о привлечении дополнительных финансовых ресурсов на производство этих работ. Это считается инновационной технологией, есть поручения председателя правительства о проведении подобных исследовательских работ. Для нас, конечно, важна экологическая, экономическая и инвестиционная составляющая. Мне кажется, что правительству края целесообразно сформировать рабочую группу по реализации подобных проектов и вовлечь представителей разных министерств в более глубокое изучение этой темы».

После обсуждения возможности реализовать на территории края инвестпроекта с использованием механизмов концессионного соглашения по строительству, реконструкцию дорог с применением технологий на основе модифицированной серы, а также вопросов утилизации промышленных отходов при проведении дорожных работ, взаимодействие потенциального инвестора с региональными производителями, участники круглого стола отметили необходимость привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы на строительство и реконструкцию дорог края.

С учетом положительного опыта инвестиционной деятельности некоммерческого объединения «Корпорация развития промышленности», реализованного в Иркутской области, правительству края предложено рассмотреть механизм концессионного соглашения как форму привлечения дополнительных источников финансирования строительства и реконструкции дорог края. Также необходимо проработать условия привлечения краевых компаний при реализации концессионных соглашений.

Руководству некоммерческого объединения «Корпорация развития промышленности» предложено изучить результаты исследований Сибирского федерального, Сибирского государственного технологического университетов в области использования отработанных шин и промышленных отходов горно-обогатительных и металлургических предприятий, ТЭЦ при производстве шлакобетона на серном вяжущем и рассмотреть возможность использования данного вида отходов в рамках реализации инвестиционного проекта строительства и реконструкции дорог.

Министерству природных ресурсов и экологии края совместно с министерством промышленности, энергетики и торговли края рекомендовано сформировать реестр предприятий, промышленные отходы которых могут быть использованы в производстве строительных и иных материалов, с указанием вида и объема ежегодно образующихся отходов.

Министерству промышленности, энергетики и торговли края следует проработать вопрос о возможности производства предлагаемых некоммерческим объединением «Корпорация развития промышленности» экологически чистых серосодержащих композиционных материалов на производственных мощностях региональных производителей. Министерству транспорта края — сформировать перечень объектов (участков дорог), на которых возможно проведение работ по строительству и реконструкции с применением сероасфальтобетона. Министерству экономического развития и инвестиционной политики края — рассмотреть возможность и необходимость разработки мер государственного стимулирования предприятий, использующих промышленные отходы в производстве крупнотоннажных изделий из серобетона.

© Красноярская интернет-газета Newslab.ru