В Красноярском крае продолжается работа над бюджетом на 2024 и плановый период 2025-2026 годов. Очередной раз его параметры обсуждали на комитете по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания.
Министр экономики и регионального развития Татьяна Магдибур напомнила ожидаемые итоги социально-экономического развития края за 2023 год и прогноз на предстоящий бюджетный период. По ее словам, объем валового регионального продукта составит 3,5 трлн рублей. Среднегодовые темпы роста экономики края в 2024–2026 годах — на уровне 102 %. Прогнозируется, что за три года прирост ВРП составит 6 % (до 4,2 трлн руб. в 2026 году). Ожидается и прирост объемов промышленного производства — в среднем на 1,8 % в год. Объём инвестиций за три года увеличится почти на 10 %, с 900 млрд рублей (оценочно) в 2023 году до 1,1 трлн рублей в 2026 году. Изменения в экономике позволят сохранить низкий уровень безработицы (0,8%), обеспечить опережающий рост заработной платы.
Заместитель председателя правительства Красноярского края — министр финансов Владимир Бахарь напомнил, что доходы бюджета на 2024 год составят 379 млрд рублей, а расходы — 432 млрд рублей. Источниками финансирования дефицита являются остатки средств и инфраструктурный бюджетный кредит.
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев отметил, что самый главный вопрос, который стоит сейчас — наличие денег.
«Мы получили проект бюджета на 379 млрд рублей, это та же планка доходов, что и в прошлом году, но понятно, что структура бюджета немного иная. Мы находимся в середине переходного периода по отмене режима групп консолидированных налогоплательщиков. В такие группы входили крупнейшие компании. Если раньше региону централизованно распределялось 80 % от суммы налога на основе показателей предыдущих периодов, то сейчас это уже 60 %, в следующем году — 40 %. Сейчас переход с одного года на другой — это минус 11 млрд рублей, но даже не это главное. После окончания переходного периода мы столкнемся с более серьезным вопросом: а как в современных условиях формируется финансовый результат наших экспортеров, где находится центр прибыли крупнейших налогоплательщиков, и будет ли в результате прошедших за эти годы изменений снижение поступлений от нашего главного источника средств бюджета — налога на прибыль организаций. Кроме того, серьезно беспокоят экспортные пошлины, которые введены на федеральном уровне с 1 октября. Сейчас, согласно данным минфина, это уже обернулось выпадающими доходами края в 2,6 млрд рублей», — пояснил депутат.
Министр Татьяна Магдибур рассказала парламентариям, что система стратегического планирования претерпит изменения. Теперь вводится сквозная система целеполагания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и новая структура государственных программ. С осени в госпрограммах выделяются две части: региональные, ведомственные проекты и процессная часть, которая позволяет их обеспечить и выполнить. Постепенный переход на новую систему стратегического планирования и управления в дальнейшем потребует значительного изменения нормативной базы.
При обсуждении государственных программ большое внимание было уделено тем, которые охватывают комплексное развитие территорий. Больше всего денег в 2024 году выделяется на развитие транспортной системы. Это 65,3 млрд рублей, что в 1,3 раза больше суммы 2023 года.
В первую очередь, деньги пойдут на большие инфраструктурные проекты. Так на строительство метротрама в 2024 году потратят 32 млрд рублей, также не будет остановлена реконструкция дорог вокруг краевой столицы.
«Но проекты охватывают не только в Красноярск, это подъезды к Высокогорскому мосту в Северо-Енисейском районе, дороги для золоторудных предприятий на севере края. Эти значительные вложения в инфраструктуру расширяют возможности для инвестиционных проектов, для будущей доходной базы. Если говорить о текущих расходах на дорожную инфраструктуру, то мы находимся в той же точке, в которой заканчиваем этот год: Дорожный фонд у нас — 22 млрд. То, что нет проседания в начале года, это на самом деле победа. Во многом она состоялась потому, что у губернатора после многочисленных поездок по краю очевидный приоритет — дороги и дорожное хозяйство. Есть статьи бюджета, которые вызывают вопросы у депутатов. Это субсидии районам на социально экономическое развитие дорожного хозяйства, на новые объекты, но эти вопросы мы обираемся решить между первым и вторым чтением бюджета. В целом наши приоритеты остаются прежними, и у края хватает средств на поступательное развитие с учетом национальных целей», — отметил Егор Васильев.
В обсуждении участвовали заместитель председателя комитета Андрей Метцлер, депутаты Виктор Кардашов, Андрей Игнатенко, Юрий Захаринский, Максим Маркерт, Дмитрий Дмитриев, Алексей Туманин, Андрей Гаюльский, Екатерина Уделько. Вопросы касались основных приоритетов, на которые опиралось правительство при формировании бюджета, развития территорий, нормативного содержания дорог, развития связи и энергоснабжения на севере края. Комитет поддержал принятие проекта бюджета в первом чтении с рядом рекомендаций по доработке закона.