Запреты и протесты
Главное событие ушедшего года — ограничение работы ресторанов. Действия властей оценивать не берусь (чувства довольно противоречивы), но владельцам бизнеса могу только посочувствовать. С начала пандемии и до августа кафе, бары и рестораны толком не работали, затем им дали передышку, а на праздники ввели новые ограничения: никакой работы 31-го и 1-го, до 10 января никаких корпоративов и никаких посетителей после 21:00.
В ответ рестораторы пали духом, начали постить в соцсетях возмущенные фото переполненных автобусов и супермаркетов с предновогодними толпами, но отмены указа так и не добились. После комендантского часа одни работают на вынос, другие открываются пораньше и встречают завтраками (так делают, например, в «Булгакове», чьи завтраки я рекомендую как образцовые).
Нельзя не рассказать о тех, кого с нами больше нет: бар «Между Мира и Маркса», ресторан «Пробка», стейк-бар «Теленок Табака» (два последних ушли на рынок доставок), The Welcome bar, бар «Че почем» и другие. На время ограничений (а что там потом, неизвестно) закрылись «Дрыга-бара Лошадка» и Harley’s.
Оставшиеся рестораторы выживают как могут: в декабре некоторые топовые заведения буквально готовы были кормить и поить по цене обеда в столовой. Не призываю вас забыть обо всем и бежать трапезничать, но если у вас есть силы и средства — это важно для бизнеса.
Знаю как минимум несколько занятных ресторанных проектов (или масштабных событий, вроде гастрономических фестивалей, вечеринок и гастролей), которые должны были запустить в этом году, но ничего не вышло. Так что грустить приходится не только о тех, кого мы потеряли, но и о тех, кому, быть может, не суждено встретиться с гостями ни в 2020-м, ни в 2021-м. Хочется надеяться, что всё утихнет, но реалии таковы, что рынок будет трясти еще долго.
Про всё хорошее (было и такое!)
Ладно, а теперь к хорошему, ведь где закрытия, там и открытия, даже если год жуткий. Разъясню сразу: до многих проектов по объективным причинам еще не добралась, но рецензии будут. Перечисляю тоже не всех, тут у нас не перепись населения.
Чета Лучинкиных, знакомых многим по усопшему The Welcome bar в разгар пандемии открыли бистро All you need. Толковый проект и место, заточенное под ежедневные трапезы. Еще две гастрономических точки на карте от них же: бар Circle (пр. Мира, 29), который работает без вывески и по предварительной записи, и Common place (ул. Карла Маркса, 96) с готовкой посреди посетителей, уютом из каждого угла и миниатюрными мероприятиями.
Новые бургерные уходящего года (да и в 2019-м они тоже активно открывались) — раменные в стиле уличных японских кафе Izakaya. Один из новичков — филиал иркутского проекта OISHI ramen izakaya (пр. Мира, 45а); другой — KIKO ramen izakaya (пр. Мира, 96) от создателей Yoshi; третий Lazy dog (ул. Весны, 1).
Еще одно заметное заведение — ресторан Tunguska от Berrywood Family (ул. Весны, 30), открывшийся в январе. Дикой красоты интерьер, номинированный на несколько дизайн-премий, гастрономические эксперименты с локальными продуктами, печь прямо в зале. Пожалуй, самое грандиозное открытие года, которое покажет себя во всей красе, когда вся эта история с коронавирусом кончится (а она ведь кончится?).
Наконец, тема рыбы и морепродуктов раскрылась в новом заведении ресторанного холдинга Bellini Group «Чешуя» (ул. Ленина, 118а), куда я собираюсь наведаться на каникулах (как раз прошло достаточно времени с момента открытия, чтобы оценить заведение). Но это не единственный пример: в середине декабря открылся морской фастфуд Dog Osminog (пр. Мира, 65) от создателей ресторана Seabass&Sauvignon, который кормил хот-догами с щупальцами на вынос во время карантина. И на него отзыв тоже ждите.
Кормят ноги
Кроме открытий, важным пунктом года стал повальный запуск доставок: даже те, кто не доставлял на дом ничего, обзавелись курьерами и лотками и научились довозить еду быстро. А еще освоили искусство сервировки, устраивали гала-ужины через Zoom и корпоративы на удаленке с едой из любимых ресторанов. Какой-никакой, а новый рывок.
Наконец, нельзя не сказать о гастролях. За год в Красноярске побывали и накормили сибиряков: звездный московский шеф Виталий Истомин («Сахалин», «Техникум»), Роман Калинин из замечательного уральского ресторана MOMO, Евгений Викентьев («Белуга»), Максим Любимов (LEO Wine&Kitchen), Роман Киселев и другие. Очень щедрый на гастроли год, но мог быть еще урожайнее, конечно.
Осторожные прогнозы
Откровенно говоря, давать какие-то прогнозы после того, что с нами случилось (и продолжает случаться) довольно сложно. Думаю, новый год будет успешным далеко не для всех красноярских заведений и часть из них закроются. Вырастет ли на их месте что-то хорошее и достойное похвалы, судить не берусь.
Хочется верить, что в 2021-м все, кто планировал открыться, откроются. Те, кто еле-еле сводит дебет с кредитом, найдут в себе силы и средства к существованию. Лично я жду улучшения статистики по заболевшим, эффективной на 200 % вакцины, а уже потом новых ресторанных проектов, за которые не стыдно хвалить любимый город. Успехов нам всем в новом году!
Маша Русскова специально для Newslab