И не дом, и не «общага»
В Железнодорожном районе Красноярска на улице Демьяна Бедного, 22 стоит неприметный дом, построенный в 1975 году. Жильцы рассказывают, что здание когда-то возводили для нужд Красноярского радиотехнического завода, позднее оно считалось муниципальным общежитием № 35.
Сегодня это уже не общежитие, а многоквартирный дом — в какой-то момент появился второй подъезд, закрылся пост вахтера на первом этаже. Часть комнат оказалась в собственности у жильцов, часть жилых помещений отведено под социальный наем.
Разумеется, по планировке видно, что это по-прежнему бывшее общежитие — тут до сих пор есть общие душевые и туалеты. Есть секции на три комнаты, для двери в секцию нужен отдельный ключ. На месте поста вахтера теперь что-то вроде кладовой: там держат вообще все, от колясок и велосипедов до мебели.
Многие жильцы, получив право собственности, пытаются продать комнаты. Самый дешевый вариант стоит 895 тысяч рублей. Правда, он всего один — в остальном за жилье просят в среднем по 1,5-2 млн рублей.
Коммунальные ужасы
У нас получилось поговорить с хозяевами комнат — что, по их словам, большая удача. Дело в том, что подавляющее большинство собственников в доме не проживает, предпочитая сдавать жилье. Цена аренды может быть очень низкой — скажем, всего по 6 000 рублей в месяц за комнату. Если, конечно, арендатора устроит жить в таких условиях.
Собственники жалуются: алкоголиков и наркоманов в доме предостаточно. На общедомовое имущество им плевать, на соседей — тоже.
«Квартиросъемщикам все равно, а собрать собственников квартир непросто — в доме их живет мало. Пообщаться с теми, кто сдает квартиры, сложно — они практически не появляются тут. В доме уже неоднократно загоралась проводка, по всему подъезду висят провода... мы уже привыкли, что если в квартире чувствуется запах горелой резины, нужно вызывать пожарных. Когда звоним и жалуемся в УК — говорят, что денег на обслуживание дома нет, что в доме много должников, советуют писать заявление», — рассказала одна из собственниц.
Другая жительница рассказала, что на первом этаже теперь, по сути, нет пожарного выхода — в свое время маргиналы складировали возле дома мусор, который выкидывали через дверь. Управляющая компания сначала поставила решетку — мусор стали бросать уже возле нее. Тогда, рассказывает женщина, УК просто заварила пожарную дверь наглухо.
По дому бегают крысы. Время от времени, говорят жильцы, можно встретить огромного грызуна просто выйдя в коридор. Одна из собственниц рассказала, что у ее соседки в свое время жил кот, которого выпускали погулять в общий коридор — пушистый охотник мог за день притащить хозяйке 2-3 «трофея».
На крысах, маргиналах и проводке все не заканчивается:
«Топит без конца и края. Периодически заливает тамбур в подъезде. У меня в комнате на потолке и стенах разводы от сырости, их уже ничем не устранить. В общие туалеты даже заходить страшно. Когда окна в подъезде не открываются — дышать ничем, из подвала воняет. Ремонта не было очень давно. Я живу в этом доме с 2000 года, и могу вспомнить только ремонт крыши, примерно в 2005-ом году. При этом снесли все антенны, обрезали провода к ним. Благо, сейчас есть интернет, можно пользоваться им. Во втором подъезде нашего дома есть несколько активистов, которым удалось добиться от управляющей компании более или менее нормального состояния своей части дома. Но у нас в первом подъезде — тихий ужас!», — рассказала женщина.
А что же «управляшка»?
За годы существования это злосчастное здание часто переходило из руки в руки. Управляющие организации, которым дом попадал на баланс, явно не горели желанием приводить общедомовое имущество в порядок — жильцы рассказывают, что от управления домом отказывались уже не раз. В 2016 году он попал под управление УК «Баумана», которая занимается, в общей сложности, 54 домами в Октябрьском и Железнодорожном районах Красноярска.
«Недавно в подъезде появилось объявление о том, что 5 мая состоится собрание жильцов дома по поводу установки шлагбаума во дворе. Зачем?.. А как же пожарная, которая приедет на очередное возгорание проводки? А скорая? К слову, не помню, когда в последний раз кто-то из представителей УК посещал наш дом — чтобы хотя бы посмотреть, что тут происходит», — рассказала одна из собственниц.
Судя по всему, УК переживает не лучшие времена. По данным системы «Контур-Фокус», выручка компании снижается два года подряд — в 2019 году она упала на 47 %, в 2020 году — еще на 21 %. Та же система «Контур-Фокус» сообщает, что с 2017 по 2019 годы в работе компании было выявлено 15 нарушений. Например, в 2017 году внеплановая проверка Стройнадзора установила, что подвал дома на Демьяна Бедного, 22 затоплен.
Между тем, согласно отчету на портале «МойЖКХ», в 2019 году годовая стоимость работ по содержанию и ремонту общедомового имущества составила 500 468 рублей 91 копейку. Дом не признан аварийным, и в плане капитального ремонта запланированы мероприятия до 2046 года включительно. Ближайшее из них — ремонт подвальных помещений — намечено на 2021 год, если верить порталу МинЖКХ.
Мы решили пообщаться с руководством УК, чтобы узнать их позицию — почему жильцы годами жалуются на ужасное состояние дома?
В УК «Баумана» по телефону сказали, что «из руководства сейчас никого нет», и посоветовали адресовать свои вопросы по электронной почте 2653836@mail.ru — при том, что в контактах УК «Баумана» на сайте указан другой электронный адрес. Зато этот email закреплен за ООО «СанРем», занимающемся «производством санитарно-технических работ, монтажом отопительных систем и систем кондиционирования воздуха» — это легко выяснить, просто вбив адрес в поисковик.
Спрашивается, почему в УК дают «электронку» другой компании? Мы нашли ответ и на этот вопрос. Поиск по «Контур-Фокусу» показал, что у них общий учредитель. Единственным учредителем и директором ООО «СанРем» является некий Сергей Довжук — и он же ранее был в числе учредителей УК «Баумана», и даже одно время занимал там пост директора! В марте 2019-ого года он вышел из состава «управляшки», сообщает система «Контур-Фокус». Видимо, заведовать делами УК он фактически не перестал?.. Это при том, что директором там значится совершенно другой человек — некто Виктор Спирин.
Интересно, как такие переплетения юрлиц отражаются на качестве оказания услуг «управляшкой» населению? Судя по фото, которые мы сделали — очень плохо. Жильцам остается только посоветовать отказаться от услуг данной УК и выбрать другую. Правда, для этого, опять же, придется собрать вместе собственников — большинству из которых неважно состояние дома, пока они получают плату от арендаторов.
Андрей Медведев специально для Newslab.ru