Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Соединил две эпохи»: прошлое и настоящее Коммунального моста в Красноярске

«Соединил две эпохи»: прошлое и настоящее Коммунального моста в Красноярске

18.10.2021
13
Красноярский Коммунальный мост сегодня

Доисторическая эпоха

История строительства мостов через Енисей — сравнительно недавняя. Первым стал железнодорожный, который начали строить в конце XIX века. До этого летом через реку переправлялись на паромах-плашкоутах, а зимой передвигались по льду.

После возведения железнодорожного моста было решено приняться и за обычный. Сначала его решили сделать хотя бы понтонным, но даже на это у города не хватило денег. Реализовать проект удалось только во время войны, когда на правобережье разместили эвакуированные заводы.

Понтонный мост поставили на 95 плашкоутах. Сначала они были деревянными, а затем их заменили на металлические. С 2 до 6 часов утра мост разводили, чтобы пропустить суда.

Стройка века

Необходимость строительства капитального моста была понятна всем. Документальное решение об этом исполком Красноярского краевого совета принял еще в январе 1940 года. Был даже готов проект, но война внесла свои коррективы. Проект пришлось переделывать, а стройка началась только в 1956 году.

Ширина Коммунального моста — 23,4 м, высота — 26 м. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой — 2 300 м. На момент постройки был самым длинным автомобильным мостом в Азии.

Для строительства моста в Красноярск перевели мостостроительный отряд № 7. Его работники начали возведение опор моста кессонным методом, но без выморозки шахт, как это делали при строительстве Железнодорожного моста. Кессоны были железобетонными, а не деревянными, в них нагнеталось давление в 1,8 атмосферы. Рабочие могли выдержать такие условия максимум 4 часа. На возведение опор ушло два года.

Весной 1958 года началось сооружение 11 арочных полусводов (5 над основным руслом и 6 — над Абаканской протокой), которые устанавливались с помощью плавучих опор и буксировались к месту монтажа теплоходами. Вес каждой составлял 1560 тонн.

Эта работа закончилась только к зиме 1960 года. С этого времени момента мост открыли для пешеходов, чтобы они могли пересечь Енисей даже ночью, когда понтонный мост был разведен для прохода барж и буксиров.

Сдачу моста приурочили к очередному съезду КПСС, который провели перед годовщиной Революции — испытания проходили 17 октября 1961 года. Для этого по мосту сначала проехали 50 специально нагруженных самосвалов, а затем по переправе пустили первый трамвай.

Государственная комиссия приняла мост с оценкой «отлично». Официально подписали бумаги о вводе в эксплуатацию спустя почти месяц — 15 ноября.

Красноярский коммунальный мост стал украшением города и прославился на весь мир — его внесли в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролете. Его проектировщики П. А. Егоров и К. К. Ивашова и строители Н. А. Богдзель, И. П. Калинников, А. И. Бахтин стали лауреатами Ленинской премии.

«Красноярский мост выделяется среди других подобных сооружений своей тектонической стройностью. При отдаленном восприятии мы видим легкие конструкции. Но как только оказываемся рядом с мостом, мы ощущаем всю мощь его устоев. Этот мост соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Он проектировался еще в духе сталинского ампира, где были декоративные элементы, но строился уже позднее, и поэтому в нём проявились новые архитектурные идеи», — в интервью газете «Красноярский рабочий» рассказывал Александр Слабуха, профессор кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.

Капитальные ремонты

Свое 30-летие мост «отметил» серьезной аварией — сошедший с рельсов трамвай пробил ограждение и чудом не вылетел в реку. Тогда начались разговоры о том, что этот транспорт нужно убирать с переправы, так как вибрации от него разрушали опоры. Процесс затянулся — последний свой рейс трамваи совершили по Коммунальному мосту в ноябре 1994 года, а еще спустя год начался первый капитальный ремонт.

Въезд на Коммунальный мост разрешали только общественному транспорту, но всё равно движение было постоянно затруднено. За 1995 год демонтировали трамвайные пути, в 1996 году — отремонтировали теплотрассу, идущую в теле моста, в 1997 потратились на полную реконструкцию дорожного полотна.

Перекрытие моста в 90-х годах
Фото: архив газеты «Горновости»

Следующего крупного ремонта Коммунальный мост дождался только в 2004 — тогда отремонтировали деформационные швы и заменили асфальт. После этого много лет ограничивались лишь ямочным ремонтом, который далеко не всегда выполнялся качественно. К 2013 году состояние его было удручающим, но городские власти отказывались проводить капремонт, ссылаясь на то, что это парализует движение в городе.

Мост становился всё опаснее — в 2014 году мэрии пришлось заказывать обследование левобережной арки, под которой проходит автомобильная дорога, так как с нее в любой момент могла упасть облицовка.

Долгожданный капитальный ремонт начался лишь летом 2017 года. Сначала решили отремонтировать участок над Абаканской протокой. Мост снова был доступен только для общественного транспорта — маршрутных автобусов и официальных такси.

Тех же, кто пытался «проскочить» на личном автомобиле, штрафовали. Среди оштрафованных оказался даже владелец фирмы-подрядчика — Владимир Егоров. Многочисленные нарушения так возмутили губернатора Виктора Толоконского, что он посоветовал прокалывать колеса автомобилистам, которые выезжали на мост.

Виктор Толоконский предложил прокалывать колеса нарушителям

ТВК

Простые красноярцы и общественники внимательно следили за ремонтом и уже скоро начали выражать недовольство. Ремонтную бригаду обвиняли в использовании сомнительных материалов и сокращении объемов работ. Эксперты опасались, что мост вообще не будет работоспособен после такого ремонта. Но подрядчик заявлял — всё делают качественно.

«Наш ремонт простоит 25 лет. А претензии нам предъявляют те люди, которые в этом деле вообще ничего не понимают», — говорил в беседе с корреспондентом Newslab Владимир Егоров.

Подсветка вместо ремонта

В 2018 году должен был стартовать ремонт моста над русловой частью реки, но его отменили, так как после вскрытия асфальта оказалось, что объем работ намного больше, чем заявленный в документации аукциона. Ограничились только полной заменой асфальта, включая тот участок, который ремонтировали за год до этого.

Зато вместо капитального ремонта на мосту появилась подсветка. Она работает в 7 разных режимах — что-то включается в будние дни, что-то берегут для праздников. В итоге старая достопримечательность приобрела новый лоск и стала фоном для множества фотографий, которые с радостью делают не только гости города, но и жители Красноярска.

Подсветка Коммунального моста

Newslab.ru

Коммунальный мост до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Красноярска и главной переправой через Енисей. Несмотря на его состояние — капитальный ремонт ведь так и не проведен — конкуренцию ему по удобству не способен составить ни один из новых мостов, появившихся в городе.

Анна Кравченко специально для Newslab
При подготовке использовались материалы Энциклопедии Красноярского края

Егоров Владимир Владимирович
Депутат Горсовета Красноярска, генеральный директор ОАО «Сибиряк»
Толоконский Виктор Александрович
Экс-губернатор Красноярского края

Рекомендуем почитать