Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Пассаж с куполами и храм у вокзала: красивые и навсегда утраченные здания в Красноярске

Пассаж с куполами и храм у вокзала: красивые и навсегда утраченные здания в Красноярске

23.11.2021
33

Пассаж: рококо между балаганами

До начала 60-х годов XX века площадь Революции украшало небольшое, но очень красивое здание. В народе оно имело два названия — «пожарка» и Пассаж.

После организации Новобазарной площади по ее периметру начала появляться постройки. Свои лавки и дома сюда старались переместить известные купцы и золотопромышленники. В 1837 году тут решено было построить постоянные торговые ряды. Сначала они были деревянными, а затем их перестроили в камне.

В 1907 году на площади начали строить каменное здание для магазинов. В августе местная газета сообщала:

«Новый корпус на Новобазарной площади под торговые помещения вчерне достраивается. Возводятся уже куполообразные крыши в мавританском стиле, а верхняя часть фасада — в стиле рококо. Высота крыши с украшениями доходит до четырёх саженей. Здание очень красиво и фасадом выходит к собору, отчего еще более будет выделяться между кургузыми балаганами и старым гостиным рядом».

Материалы по теме
«200 лет в центре Красноярска»: история главной площади краевой столицы
Мелочная торговля, взорванный храм и наследие революции

В 1908 году здание было построено. Торговые точки в нем размещались ярусами вдоль широкого прохода-галереи — такой тип зданий принято было называть пассажем. В нем открыли свои магазины товарищество «Братьев Бревновых», которые торговали железом и чугуном, мануфактура Волкова, торговый дом Фролова и Рябчукова, а также работал магазин Александра Толщилина. С бокового фасада была «Торговля Логинова». Второй этаж отдали городскому общественному банку.

С приходом советской власти пассаж передали сначала бирже труда, а затем пожарной части. Второй его этаж заняла поликлиника управления милиции. Просуществовало здание до пятидесятых годов и было было снесено после возведения архитектурного комплекса площади Революции: краевой администрации, библиотеки, центра научно-технической информации, а также управлений железной дороги и авиации.

Спасская церковь: молельная у вокзала

Исторические документы гласят, что в Красноярске был не один храм, который строили по проекту знаменитого архитектора Константина Тона — автора храма Христа Спасителя. Собор на Новобазарной площади он разрабатывал специально для Красноярска, но были еще две церкви, которые построили по типовым проектам, разработанным мастером. Одна из этих церквей когда-то стояла рядом в железнодорожным вокзалом, примерно на месте западного крыла офисного здания «МРСК Сибири».

До строительства железной дороги эта часть города была слабо развита, прихожане посещали Всехсвятскую церковь, которая стояла в пределах нынешних улиц Обороны и Красной Армии. Но с увеличением численности жителей рабочей слободы приход не справлялся с наплывом верующих. Поэтому в 1898 году начались разговоры о постройке храма рядом с вокзалом. Еще одной причиной строительства называли более прозаическое желание церкви занять свободный участок.

Материалы по теме

Стройку начали в 1902 году, после того, как была проведена переделка проекта, который был выполнен в русско-византийском стиле. Его корректировку проводил лично начальник Сибирской железной дороги инженер Павловский. Стройку вели рабочие железнодорожного участка.

Деньги на возведение собора выделили из Фонда императора Александра III — субсидия составила 14,5 тысячи рублей. Еще 10 тысяч передали из фонда строительства другой церкви.

Несмотря на это работы все время тормозились, службы в новом храме начались только в феврале 1913 года, но официально «сдать» церковь так и не получилось — произошла революция. В 20-е годы храм сделали домом культуры железнодорожников. Тогда местные ребятишки положительно оценили изменения, внесенные в проект Константина Тона — у церкви сделали очень большие окна, через которые было очень удобно бесплатно смотреть кино.

Но в 1928 году церковь решили разобрать. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала, что от разборки получат 321 тысячу кирпичей, 400 кубов бутового камня и 144 квадратных метра плит. Этот материал пошел на строительство столовой для рабочих.

Совкино: дворец с буфетом

В 1912-м году купец Николай Николаевич Гадалов решил построить собственный кинотеатр. Проект заказали в Париже, а дорабатывал его красноярский архитектор Сергей Дриженко. Электротеатр под вывеской «Художественный» открыли  15 августа 1912 года.

В газетах кинотеатр Гадалова называли шикарным, великолепным и образцовым. Его высокий зрительный зал рассчитан был на 400 мест, фойе было красиво отделано, а полы выложены изящным цветным кафелем. Еще в здании был вполне доступный по ценам буфет.

«В помещении масса света, зрительный зал очень величественен и в деталях отделки — лепка, карнизы и т. д. — походит на дворец», — отмечали современники.

Материалы по теме
От роскошного электротеатра до жалкого рынка: история знаменитых кинотеатров Красноярска
Как процветали и умирали культурные заведения краевой столицы

При советской власти кинотеатр переименовали в «СовКино». Он был одним из главных кинотеатров города, поэтому именно здесь показывали всякие новинки. В пятидесятые годы 20-го века здание кинотеатра решили расширить. Его фасад и отделку при этом сохранили, но ненадолго.

В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре. Это отразилось на судьбе кинотеатра, в котором провели капитальный ремонт. Красивейший модерновый фасад закрыли безликим бетоном.

Новые времена принесли этому месту новые «разрушения» — сначала в здание «врезался» самолет, а теперь остатки фасада спрятали под пластиковыми панелями.

Современное строительство постепенно превращает Красноярск в город типовых многоэтажных коробок. И тем ценнее становятся немногочисленные образцы старой архитектуры, построенные в то время, когда здания отражали достаток и вкус их хозяев.

Использованы материалы проекта «История архитектуры Красноярского края» и сайтов krasplace.ru, fotoyarsk.ru.

Анна Кравченко, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать