Экосодерберг
КрАЗ был построен еще в середине ХХ века, и технология не менялась десятилетиями. Программа экологической модернизации КрАЗа стартовала по инициативе основателя РУСАЛа Олега Дерипаска в 2004 году.
Инженерам РУСАЛа удалось модернизировать разработанную в начале прошлого века технологию производства алюминия — технологию Содерберга. Так появился «Экосодерберг». Благодаря ряду технологических решений, например, применению рукавных фильтров, повышению герметизации электролизных ванн, удалось существенно снизить эконагрузку.
Красноярский алюминиевый завод полностью перешел на технологию «Экологический Содерберг» в 2021 году. Объем выбросов фторидов снизился на 75 %. Технология «Экосодерберг» была тиражирована на предприятия в Братске, Новокузнецке, Иркутске.
Перестройка КрАЗа
Сейчас КрАЗ готовится к масштабной перестройке — половину завода снесут и построят всего лишь два цеха, равных демонтированным по мощности, но значительно экологичней.
В новых корпусах будет внедрена технология предварительно обожённых анодов. Благодаря этому выбросы бенз(а)пирена на новом производстве сократятся до ноля. Также на 2/3 снизятся выбросы фторидов.
Электролизёры РА-550, которые будут работать на новом КрАЗе, являются самыми современными, энергоэффективными и экологичными.
Сравниваем две технологии
При использовании технологии «Содерберг» часть поверхностей электролизера разгерметизирована, основная часть выбросов идет через аэрационные фонари. Технология обожженных анодов предполагает 100-процентную герметизацию электролизера. Около 99 % выбросов идет через ГОУ.
«Содерберг» предполагает выбросы бенз(а)пирена. А предварительно обожённые аноды полностью их исключает.
Современные технологии РУСАЛ уже использует при строительстве новых предприятий. Пример тому Богучанский алюминиевый завод. Там используют при производстве так же технологию обожённых анодов.
«Новые ванны с обожженными анодами уже проверены, в свое время я участвовал в их испытаниях. У меня есть сравнительные расчеты этих ванн с теми, что стоят сейчас в Китае, Канаде, Дубае, и могу сказать, что они соответствуют мировому уровню», — прокомментировал заслуженный металлург РСФСР, д-р хим. наук, профессор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Петр Поляков.
Проект перестройки КрАЗа уже прошел общественные слушания, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, теперь — главная государственная экспертиза. Следующий этап — разрешение на строительство и начало стройки нового КрАЗа.
Интернет-газета Newslab