Главная
>
Статьи
>
«Управление гневом» / «Anger management»

«Управление гневом» / «Anger management»

23.06.2003
8
105 минут, режиссер Питер Сигал
Revolution Studios, 2003 год.

«Управление гневом» / «Anger management»

Да, у Сигала (из заметных работ – продолжения «Голого пистолета» и «Чокнутого профессора») случилась удача. Да, это действительно смешная комедия, да, это один из самых кассовых фильмов в американском прокате этого года (133 млн; впереди только «Матрица: перезагрузка», «Люди-Х2», «Брюс всемогущий» и «Немо»), да, это самая финансово удачная картина, что для Сэндлера (прежний рекорд у «Большого папы»), что для Николсона (прежний рекорд у «Бэтмэна»), да, да, да. В общем, можно смело идти и смотреть; но меня поразило другое. Николсон. Старый дед Николсон, старый развратник Николсон, трижды оскароносный и несчетное количество раз номинированный (раз десять – точно), это просто черт знает что такое, а не человек!

Я не говорю, что в «Управлении гневом» он демонстрирует какие-то небывалые актерские способности (в общем-то, комедии никогда не воспринимались как полигон для демонстрации серьезных актерских талантов). Роль как роль, диалоги как диалоги, сценарий – неплохой, но тоже не из ряда вон, но какое при этом впечатление производит Николсон на зрителей! Вот же чума! От него пышет жаром как от печки, старый, морщинистый, колышущийся седой пук на голове – нет, усердный еврейский юноша с печальным взором Адам Сэндлер здесь тоже к месту – но пятьдесят процентов кайфа от фильма получаешь от зубастой рожи Николсона. Такой харизмы хватило бы, ей богу, на нескольких политиков международного масштаба. Иной раз зал реагировал, даже когда тот ничего ни делал, ничего не говорил, – просто фирменно, по-николсоновски, по-оборотневски скалился. Неотразим. Неудивительно, что он пере… э-эээ.. перещупал пол-Голливуда!


«Управление гневом» / «Anger management»

Сюжет. Адам Сэндлер здесь играет обычного парня Дейва Бузника: скрытного, терпеливого, быстро выходящего из себя, но умеющего достаточно долго подавлять это состояние. Не рохля – толковый парень, но только сам он в свою толковость не верит, отчего окружающие его часто и бесплатно используют. (Началось все, если верить легенде, на одной из шумных улиц Бруклина, где десятилетнему мальчику, целующему симпатичную ему девочку (целомудренно и прилюдно) жирный мерзавец стянул штаны, нанеся глубокую душевную травму: помимо прочего, уже став взрослым, Дейв отказывался целоваться на людях.) Николсон играет известного психиатра доктора Райделла, фигуру почти что мифическую, спасающую половину встреченных в фильме героев – от порноактрис до мэров – своим магическим заклинанием «гуус фраба». Доктор взялся помочь Дейву, причем взялся очень настойчиво и, если можно так выразиться, вопреки желанию пациента. Anger management, посещение курсов, где учат управлять гневом, у Дейва принудительное, назначенное судом: получилось, что неожиданно для себя, однажды попросив наушники в самолете, тихоня Дейв очнулся в статусе злостного хулигана, обидчика женщин и слепых стариков, так что теперь или терапия – или исправительная колония.


«Управление гневом» / «Anger management»

Тема закомплексованых американцев, которые, с одной стороны, вроде бы успешны и сигнализируют всем белозубой улыбкой о своем благополучии, а с другой – мнительны и стеснительны на любовном фронте, робки до самоуничижения в работе и до 35 лет не успевают отделаться от своих детских кошмаров, чрезвычайно актуальна и в Америке, и за её пределами. Вы и без моей помощи наверняка вспомните кучу фильмов, повествующих о нестабильном психическом состоянии среднего гражданина США. «Управление гневом», например, очевидно перекликается с «Анализируй то» и «…это», причем создатели «УГ», как мне кажется, сознательно усилили сходство, заставив Николсона и Сэндлера петь арии из «Вестсайдской истории» (если помните, в «Анализируй то» главные герои поют то же самое). Хотя, конечно, у Николсона с Сэндлером получилось куда удачнее, чем у Де Ниро и Кристалла, - и петь, и веселить, и зарабатывать деньги.


«Управление гневом» / «Anger management»

Ко всему прочему у фильма интересный состав, некоторых актеров зритель может и не помнит по фамилиям, но в лицо узнает: Джон Туртурро, Рэй Лиотта, Лори Херинг, отметился здесь и даже бывший мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани. Но меня лично пленил «прирожденный убийца» Вуди Харельсон: здесь он появляется в эпизодической роли очаровательной трансвеститочки с красивым именем (увы, забыл, каким, но помню, что красивое). Что-что, а подурачиться-то Харельсон ни разу не любит! Чертовски обаятельный сукин сын, даже с накрашенными губами и в блондинистом паричке. Я его, кстати, сразу узнал, а вы?

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать