В ролях: Гарик Харламов, Михаил Галустян, Армен Джигарханян, Елена Великанова, Павел Воля, куча знаменитого народа в крошечных эпизодах
Продолжительность – 85 м
Ну что – кажется, нагловатый телеоператор Родион (или Рудольф?) из фильма «Москва слезам не верит», оказался прав. Телевизор действительно побеждает кино – правда, немного не тем способом, каким предполагалось. Провалив задание оттащить массового зрителя от большого экрана, он решил поступить хитрее – и начал по кусочкам сам туда перебираться. На большой экран уже переехали и любимый массами мультсериал, и целый телеканал со всеми чадами и домочадцами всей рекламой и идеологией – теперь туда же корячится и популярная комедийная передача. Да так упорно, что можно ей, конечно, сказать, что лучше бы она этого не делала, но она точно не послушается.
Ясное дело, я сейчас про “Comedy Club”, которому, видно, стало тесно в рамках свого вещания на канале «ТНТ», и он решил попробовать себя в полнометражном формате. Сама идея творчески обстебать достижения отечественного кинематографа последних лет, в принципе, казалась весьма перспективной, да и людей, способных справиться с задачей лучше резидентов «Клаба», как-то автоматически не предполагалось. (Что говорит скорее о качестве общего фона, нежели о невероятной крутости самих резидентов, но не суть). Но то, что получилось у них в «Самом лучшем фильме», вызывает какое-то совершенно неожиданное в случае кинопародии (хорошей ли, плохой ли) чувство. Не восторг и не буйную радость, не злость и возмущение – а противную, мерзенькую такую тоску. Как от необходимости в третий уже раз за неделю идти к зубному или смотреть все четыре часа подряд, не отрываясь, отчетный концерт телепередачи «Песня года», где Валерий Леонтьев должен спеть дуэтом с Борисом Моисеевым, а группа «Звери» пообещала исполнить все-все свои хиты.
Вопросы, которые после «Самого лучшего фильма» в первую очередь хочется задать его создателям, касаются даже не столько качества юмора, чувства меры или вкуса – а банальной технологии создания комедии. Знают ли они, к примеру, о том, что в сценарии комедии должен быть необходимый минимум шуток на единицу времени, от которого ни в коем случае нельзя отступать? Вряд ли; иначе почему в без пяти минут двухчасовом фильме встречаются вдруг куски по несколько минут подряд, в которых нет не то чтобы хороших или изобретательных – вообще никаких шуток? Вот по дороге, под грохочущую музыку, с рёвом мчатся куда-то чёрные машины – и три минуты они просто мчатся, непонятно зачем и куда, и ничего не происходит. Вот одна из них, наконец-то, идёт на таран «ЗИЛа», вроде бы пародируя сцену из «Дневного дозора» – но сцена разворачивается точно так же, как и в «Дозоре», с единственной разницей, что вместо огромного чёрного грузовика «ЗИЛ» таранит оттюнингованная «Ока», над которой все уже отсмеялись минут десять назад. И такие вот лакуны случаются несколько раз за фильм, особенно где-то во второй половине – такое ощущение, что к определенному моменту, после довольно бодрого старта, у сценаристов, заточенных под коротенькие телевизионные скетчи, попросту закончились идеи.
Нет, смешные находки и шутки в «Самом лучшем фильме» есть. И критиковать фильм за низкопробный юмор тоже нет нужды – в конце концов, одна из двух моих любимых шуток из этого фильма про унитаз, а вторая вообще нецензурная. Дело в другом. Хорошая пародия может в корне менять всю парадигму отношения зрителя с оригиналом. Попробуйте пересмотреть «Топ ган» после первой части «Горячих голов», и вы поймёте, о чём я. «Самый лучший фильм» же достигает обратного – после него даже хочется пересмотреть какой-нибудь «Параграф 78» , ибо он начинает задним числом казаться далеко не таким беспросветным, как виделось когда-то. А с «Самым лучшим фильмом» нужно делать вот что – уж если вам таки неймётся его посмотреть, то скачайте из сетки, перепишите у друга дешёвый двд на болванку, сделайте ещё что-нибудь столь же незаконное, но только не отдавайте этим людям свои кровные, честным трудом заработанные денежки. А к создателям этой разводки пусть приедет белоснежный «КАМАЗ» и заберёт туда, куда в их собственном фильме так и не довёз Гарика Харламова, неуловимо похожего на Мэтта Дэймона после лоботомии – прямиком в ад.
Вердикт Кочерыжкина – самая скучная пародия на свете.