В ролях: Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Анастасия Сланевская, Юсуп Бахшиев, Азиз Бейшеналиев, Григорий Сиятвинда
Продолжительность – 90 м
Вышли. Поругались. Покидались жетонами. Разошлись. Поругались локально. Собрались. Позубоскалили. Не смешно пошутили. Поругались. Подрались. Поругались. Полетели. Не смешно пошутили. Прилетели. Побрели. Не смешно пошутили. Поругались. Чуть не взорвались. Побрели. Не смешно пошутили. Побродили. Посветили фонариками. Побродили. Не смешно пошутили. Поругались. Нашли. Офигели. Побрели. Поругались. Ещё поругались. Вышли. Обломались. Всё.
Вы только что прослушали краткий пересказ первой части художественного фильма «Параграф 78» – пересказ, насыщенный событиями примерно в той же степени, сколь и сам фильм. Сказать, что в этом фильме не происходит практически ничего, значит сильно ему польстить – «Параграф 78» не идёт, но тянется, примерно как урок у особо ненавистной училки или посещение зубного. Но самое интересное даже не это – а то, что эта, по сути, растянутая на полтора часа экспозиция длиной минут в 30 максимум в конце концов не приводит ни к чему. Это как если бы на уроке особо ненавистной училки так и не прозвучало бы финального звонка. Или дантист, вколов вам обезболивающего и напихав полный рот ваты, вдруг необъяснимо слился бы, оставив вас на полтора часа в зубоврачебном кресле с разинутым ртом и глупым выражением лица. Ситуация столь конечная в своей беспардонности, что раздражение и негодование вполне способно трансформироваться во что-то вроде иррационального восхищения. Наглостью жеста, разумеется, не фильмом.
Говорить в такой ситуации о «Параграфе 78» как о кино кажется немного нелепым. Любой, кто рискнёт с серьёзным лицом обсуждать особенности драматургии фильма (сценарий похож на творчество 13-летнего школьника, обсмотревшегося «Обители зла» и «Дума», но ещё не освоившего все премудрости русского языка) или актёрскую игру (кажется, ни один из персонажей за весь фильм так и не меняет интонации), запросто окажется в положении «сам дурак». Продюсер Юсуп Бахшиев может сколько угодно рассказывать о том, как они с Хлебородовым снимали любимое ими кино 80-х и опирались на опыт «Чужих» – мы не купимся. Видели мы это кино 80-х, и знаем, как оно должно выглядеть. В одной реплике «Я его отпустил», что невозмутимо произносит Шварценеггер в «Коммандо», больше духа кино 80-х, чем во всём «Параграфе» (боюсь, взятом вместе со второй частью). В любых 15 минутах от любой 40-минутной серии сериала «Остаться в живых» (не имеющего никакого отношения к кино 80-х, разумеется, и приплетённого сюда исключительно потому, что автору так захотелось) происходит в разы больше увлекательного, чем во всём «Параграфе».
«Параграф 78» существует в каких-то иных категориях – не кино, но грандиозный дорогостоящий флэш-моб. И спасительная мысль о том, что они просто оставили всё самое интересное на вторую часть, по некоторому размышлению начинает казаться почти крамольной. По заданной этим «Параграфом» логике вещей, во втором фильме всё должно быть ещё круче. Разумеется, ни единого кадра, вошедшего в рекламный ролик – но это мелко и знакомо, ибо уже опробовано в первой части. Надо идти дальше – скажем, весь фильм демонстрировать только физиономию Куценко крупным планом. Или его ботинки. Или просто синий экран. И чтобы за кадром, разумеется, что-то постоянно происходило – кто-то куда-то бежит, стреляет, все орут, всё взрывается. То-то будет авангард. На такое я бы сходил непременно.
Вердикт Кочерыжкина – кидалово по всем статьям
Серж Кочерыжкин