>
>
«Приют» / «El Orfanato»

«Приют» / «El Orfanato»

03.03.2008
3
Режиссёр: Хуан Антонио Байона
В ролях: Белен Руэда, Фернандо Кайо, Роже Принсеп, Мабель Ривера, Джеральдин Чаплин
Продолжительность – 110 м



«Приют» / «El Orfanato»

Имя, которое чаще всего упоминается применительно к фильму «Приют» – это, конечно, продюсер Гилльермо Дель Торо, автор «Хребта дьявола» и немало нашумевшего в прошлом году «Лабиринта фавна». Правда, Дель Торо здесь работает не более чем яркой вывеской, пытаясь использовать свой новообретенный статус большого художника для привлечения внимания к более скромным, чем его собственные, но не менее интересным проектам. Дело это не только благородное, но и полезное – фильма вроде «Приюта» зрителям, охочим до правильного щекотания нервов, не хватало давно. Рано, конечно, загадывать, когда на дворе только начало марта, но, кажется, «Приют» в этом году будет занимать ровно то же место, что в прошлом году занимали «28 недель спустя», а в позапрошлом «Сайлент Хилл».


«Приют» / «El Orfanato»

В отличие от того же Дель Торо, всю жизнь разбирающегося в своих фильмах с какими-то персональными историями с монстрами, создатели «Приюта» работают с более традиционными жанровыми штуками. На поверхностный взгляд в «Приюте» можно найти сходство с огромным количеством уже вышедших лент – можно вспомнить и великих «Других» Алехандро Аменабара, и «Хрупкость», и «Безымянных» земляка создателей «Приюта» Хайме Балагеро, и французский «Сэйнт-Андж», и даже «Шестое чувство» Шьямалана.


«Приют» / «El Orfanato»

Но в том-то и сила фильма, как ловко его создатели умудряются найти в совершенно традиционной истории про призраки детей, обитающих в старом особняке, где ранее был сиротский приют, какие-то новые и неожиданные ходы. Вздумай сценарист Серхио Лопес написать о том же самом не сценарий к фильму, а книгу, это была бы одна из лучших представительниц современной готики за долгое время. «Приют» и правда больше всего похож на вдумчивую экранизацию очень хорошей книжки – разворачивающаяся тут история отличается каким-то непривычным уже богатством различных элементов. Мало того, что центральная интрига фильма выписана страшно элегантно (такого гармоничного и эмоционального завершения фильма в жанре хоррор я, право, и не припомню), к ней ещё добавляется масса точных наблюдений, любопытных аллюзий и удивительно выписанных сцен.


«Приют» / «El Orfanato»

Конечно, списать все заслуги «Приюта» исключительно на сценарий, пускай и сильнейший, было бы совершенно несправедливо – потому что режиссер-дебютант Хуан Антонио Байона вложил в фильм ничуть не меньше, чем его коллега Лопес. Байона удивительно тонко работает с материей ужасного – кажется, почти ни разу за без пяти минут двухчасовой фильм он не прибегает к столь любимому многими киношниками способу заставить зрителя подпрыгнуть в кресле, как неожиданный и громкий звуковой эффект. Лучшие сцены «Приюта» вообще зачастую разыгрываются практически в тишине, без музыки и «подсказывающего» саундтрека – и то, какого мощного эффекта Байона добивается такой вот скупой манерой, просто удивительно. Одна из сцен фильма (та, где взрослая героиня фильма впервые произносит детскую считалочку «Раз, два, три, замри») так и вовсе заслуживает быть увековеченной в каком-нибудь Зале Вечной Славы Хоррора – там же, где и балет медсестер из «Сайлент Хилла», побег доктора Лектера из клетки из «Молчания ягнят» или глаз мальчика-призрака в замочной скважине из «Хребта дьявола» Дель Торо. То есть, перед нами очень, очень сильная жанровая работа. Скорей бы эти люди насладились заслуженным признанием за «Приют» и отправились снимать новое кино – уверен, оно будет таким же отличным.

Вердикт Кочерыжкина – красивый, породистый и в целом практически роскошный готический ужастик, чьих авторов явно ждёт большое будущее в жанровом кино.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать