Главная
>
Статьи
>
«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

16.05.2006
17
Режиссёр: Кристоф Ган
В ролях: Рада Митчелл, Лори Холден, Джоделл Ферланд, Шон Бин, Дебора Кара-Ангер, Элис Кридж


«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

Если бы мы вдруг представили себе кинофильмы и компьютерные игры в качестве двух противоборствующих армий, то художественный фильм «Сайлент Хилл» ознаменовал бы собой очень важный этап этой битвы. Его следует признать первым действительно важным шагом к достижению перемирия и гармонии между двумя противоборствующими сторонами. До этого попытки свести воедино два столь разных вида развлечения оканчивались по большей части провалом – игровые схемы плохо поддавались внятной трансляции с помощью киношных средств. И многомиллионные стрелялки а-ля «Лара Крофт» с одной стороны, и нелепейшие творения Уве Болла с другой – все эти попытки совместить игрушку с кино оканчивались неудачей, пускай и не лишенной порой интереса и драйва. В случае же с «Сайлент Хиллом» интернациональная команда из режиссера Кристофа Гана и сценариста Роджера Эйвери сумела каким-то образом удержаться в равновесии между двумя весьма разнородными формами. И в процессе у них даже получилось вполне вменяемое кино. Ну, почти.


«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

Взяв в качестве основы для сюжета первую часть игры (но не забыв натаскать наиболее эффектных монстров из продолжений), Ган и Эйвери создали медленный, гипнотизирующий и дико красивый фильм, который, говоря по существу, получился на голову выше всей остальной поточной продукции в жанре ужасного. Но – и это очень большое «но» – дотянуть до истинного величия, которое было вполне возможно на этом же материале, всё-таки не получилось. Вся история с поездкой в город-призрак Сайлент Хилл и поисками в его таинственных лабиринтах пропавшей дочери разворачивается очень красочно и согласно четкой внутренней логике. Сам городок красиво распадается на несколько уровней реальности, которые условно можно обозначить, как «явь» (настоящее, в котором город пустует), «сон» (там, где с неба падает пепел) и «кошмар» (периодически наступающая тьма с ужасающими монстрами в ней).


«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

Переходы из одной реальности в другую тоже оформлены грамотно – при сближении со сном со стороны яви начинается яростный ливень (под него, к примеру, каждый раз попадает герой Шона Бина, когда хоть немного приближается к разгадке тайны), а при наступлении кошмара начинают волноваться птицы и на здании церкви начинает выть сирена воздушной тревоги. Понятно, что все эти детали взяты прямиком из игры, где все эти подсказки давали геймеру четко понять, где именно он находится – но всё равно приятно.

Погружение в ужас также проходит чрезвычайно здорово. Ган тонко чувствует, как нужно работать с ужасным – практически ни разу за фильм он не прибегает к эффекту «Как выскочит, да как выпрыгнет!» и не стремится выбить из-под слушателя кресло оглушительно низким звуковым эффектом. Вместо этого монстры появляются в кадре неторопливо, едва ли не буднично – но атмосфера понемногу сгущается, и если первая атака тьмы проходит практически не страшно, то уже к третьей начинаешь буквально цепенеть от вязкого, давящего ужаса. Этому ужасу нет нужды наскакивать на тебя из-за угла – просто потому, что он и так уже повсюду.


«Сайлент Хилл» / «Silent Hill»

Герои фильма при этом реагируют на постепенное погружение в мрак с истинно самурайской решимостью. Немного поплакав для проформы в начале, главная мать-героиня Роуз (Рада Митчелл) довольно быстро принимает правила игры. Своей кульминации это путешествие в сердце тьмы достигает в коридорах подземного госпиталя, при встрече Роуз с кордебалетом безликих медсестер – эта сцена не только лучшая во всем фильме, но и в целом достойна внесения в зал славы жанра ужасов.

Однако как только это путешествие достигает своей цели, в фильме начинаются проблемы – как и в случае с очень, очень многими напряженными триллерами в том месте, где начинается объяснение происходящего. В случае с «Сайлент Хиллом» дело даже не в том, что объяснение получается дурацкое (оно вполне нормальное), а в том, что ритм картины резко сбивается. После медленного, но захватывающего дрейфа первых двух третей фильма действие вдруг ухает в натуральную дыру, откуда так и не выбирается. И после этой потери шага монументальный вроде бы финал в церкви воспринимается как нечто чужеродное, лишнее, приделанное к фильму непонятно зачем. Красивой развязки не вышло, даже несмотря на то, что в самых последних минутах фильма присутствует некая тихая, щемящая красота. Кстати говоря, вторая часть игры «Сайлент Хилл» начинается с того, что главный герой получает письмо от жены, которая умерла несколько лет назад. По-моему, это отличная возможность для Гана и Эйвери исправить свои недоработки.

Серж

Серж Кочерыжкин

Этот фильм вы можете увидеть в мультиплексе "Каро фильм"
  • ул. Телевизорная, 1 (Торговый квартал на Свободном)
        Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001

  • Рекомендуем почитать