Старый голливудский нуар «Голубой георгин» 1946 года, с Аланом Лэддом и Вероникой Лейк, единственный фильм в истории, для которого писатель Рэймонд Чандлер написал сценарий не по собственной и не по чужой книге, что он проделывал регулярно, а просто так, с чистого листа. За этот сценарий его, кстати, номинировали на «Оскар».
Чандлер здесь чувствуется очень хорошо — первое, что делают в фильме герои, трое солдат, вернувшихся домой со службы, это двигают в бар за бурбоном, едва сойдя с автобуса. Равно как и последнее — разобравшись со всеми делами, они опять-таки отправляются прямиком в бар. При этом женская привычка выпивать здесь, наоборот, главное зло — вернувшись с фронта, главный герой Джонни застаёт свою жену пристрастившейся к выпивке и узнаёт, что именно
«Георгин» развивается неторопливо и основательно — события идут себе своим чередом, и даже несколько неожиданная концовка открывается в фильме немножко буднично, безо всяких фанфар. Стараниями Чандлера в фильме полно упоительных деталей — скажем, в одной из сцен бандит, которому главный герой только что уронил стол на ногу, пытаясь убежать, потом долго и вдумчиво отмачивает покалеченные ноги в тазике с горячей водой. Диалоги тоже традиционно-снайперские — особенно когда Джонни знакомится с героиней Вероники Лейк, которая остановилась его подвезти в дождливую ночь. Их разговоры просто шедевральны — та самая великолепная смесь язвительной иронии и филигранно-подобранных словечек, которая бывает только в произведениях такого жанра. Лейк вообще невероятно прекрасна — в некоторых других фильмах она играет такую насмешливую роковую женщину, а здесь она всё-таки более положительна, хотя и ничуть не менее загадочна.
Чэндлер тут блестяще дурит голову — вбрасывает сразу две возможных кандидатуры убийцы, чтобы в финале не выбрать ни одну из них. Причём самое смешное, что выбрать третий вариант автора заставила Американская Армия — в изначальном варианте убийцей оказывался контуженный ветеран войны, а военные официальные лица сочли, что это слишком непатриотично. Забавно и вот что — вскоре после завершения съемок Алана Лэдда, сыгравшего тут ветерана войны, забрали служить в армию.
В истории этого фильма есть ещё одна любопытная деталь — именно в честь его названия скандальное дело об убийстве актрисы Элизабет Шорт газетчики прозвали «Чёрным георгином» (фильм Брайана Де Пальмы об этом в нашем прокате переименовали в «Чёрную орхидею»). Причём почему, совершенно неясно — в истории самой Шорт нет ровным счётом никаких параллелей с событиями в фильме. Вот она, великая сила правильно подобранного названия.
С.М.