Уже не раз в рамках этой рубрики нам приходилось отмечать творческие успехи великолепного дуэта The Dresden Dolls – в частности, их альбомы “Yes, Virginia” и “No, Virginia” получили на этих страницах самые высокие оценки. Теперь дошла очередь и до первого сольного альбома их солистки Аманды Палмер, лукаво названного “Who Killed Amanda Palmer” (в честь, как уверяет сама исполнительница, её однофамилицы по имени Лора, которую как-то одним февральским утром нашли на берегу реки мёртвой и замотанной в полиэтилен). И если по пластинкам Dolls, при всём бесконечном к ним уважении, казалось, что мы имеем дело с чрезвычайно талантливой и самобытной, но всё же вряд ли более чем культовой группой, то по сольнику становится очевидно, что эта история на самом деле куда шире и глубже, чем кто-либо мог предположить.
По собственному признанию, Аманда собиралась записать пластинку простых песен под пианино – пока к делу не подключился продюсер Бен Фолдс, смотревший на вещи несколько под другим углом. В результате работа затянулась едва ли не на два года, но потраченное время и усилия стоили того – пластинка у Аманды и её множества помощников получилась практически грандиозная. Отказавшись от минималистичного аккомпанемента из барабанов и пианино (которого, к чести The Dresden Dolls, никогда не казалось недостаточно), Палмер обзавелась масштабным, глубоким звуком, над созданием которого трудились и полноразмерный рок-бэнд, и масштабный симфонический оркестр, и горячая духовая секция, и прочие приглашенные музыканты, от виолончелисток до соло-гитаристов. И её песни в этом обрамлении вдруг развернулись в какую-то невероятную ширь – как будто певице с и без того сильным голосом дали вдруг микрофон, от чего её голос пробрал до мурашек даже самые последние ряды. Даже фирменные баллады Аманды здесь звучат как-то собраннее и сильнее – скажем, когда в “Have to Drive” вдруг начинает звучать целый хор, получается просто умереть что такое. То же самое можно сказать и о совершенно неожиданном синтезаторном соло в проникновенной “Blake Says”. Энергичные же вещи становятся особенно высоковольтными – например, в “Guitar Hero” на огонёк заходит гитарист легендарных Dead Kennedys Ист Бэй Рэй, от чего вся песня становится натуральным громогласным гимном. Но чемпионом среди кричалок всё же стоит признать первый сингл “Leeds United” – бешеную, огнедышащую практически вещь, записанную чуть ли не экспромтом с безымянными духовиками на театральном фестивале в Эдинбурге, вжаривающим, как в последний раз.
Разумеется, одной только мощью и энергетикой дело не ограничивается – иначе “Who Killed Amanda Palmer” был бы не столько грандиозным, сколько просто очень хорошим альбомом. Грандиозным же его делает блестящее песенное мастерство Аманды. Она из той стремительно редеющей породы авторов, кто способен простую песенку на три-четыре минуты превратить едва ли не в настоящий роман – плюс ещё и успеть перевернуть его с ног на голову по ходу событий. Вот “Oasis”, жутковатая история о подростковом аборте на фоне любви к брит-попу – положенная на обманчиво-легкомысленный мотивчик в духе девичьего попа 60-х. Или величественная, дико красивая баллада под названием «Смысл всего этого», вдруг в самом финале оказывающаяся отчаянной одой наркотикам. То есть, это какой-то постановочный высший пилотаж – предельная, наизнанку искренность с одной стороны и очень чётко заявленная ирония с другой. Аманда как бы выкладывает перед нами своё окровавленное, только что собственными руками вынутое из грудной клетки сердце, но в тот же самый момент не может язвительно не прокомментировать, что это самое затёртое клише на свете. Блестящая актриса и настоящая умница – и, похоже, действительно большая и важная артистка текущего десятилетия.