>
>
«Совокупность лжи» / “Body of Lies”

«Совокупность лжи» / “Body of Lies”

24.11.2008
3

Режиссер — Ридли Скотт
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Рассел Кроу, Марк Стронг, Голшифте Фарахани
Продолжительность — 128 мСовокупность лжи

Ситуация на Ближнем Востоке упорно продолжает вдохновлять различных кинорежиссеров на как бы актуальные высказывания. Свои различные мнения по поводу кровавых нефтедолларов, террористов-смертников и бури в пустыне высказывали и в «Сириане», и в «Королевстве», и в «В долине Эла», и в «Отредактировано», и в какой-то степени в «Морпехах». Теперь вот захотел поговорить об актуальном и Ридли Скотт — и поговорил, со всей доступной ему глубиной.

По идее, сюжет про то, как два ЦРУ-шника, полевой агент в самом пекле (ДиКаприо) и его ментор, вечно висящий дома на телефоне (Кроу), пытаются при содействии Иорданской разведки выкурить опасного исламского террориста, намеревающегося устраивать теракты по всей Европе, можно было развернуть какой угодно стороной. Здесь легко можно было бы выстроить историю о взаимоотношениях солдата на передовой под пулями и генерала с задницей в тёплом кресле, или притчу о каре, которая неминуемо настигнет тебя, если ты позволишь себе играть чужими жизнями ради собственных целей; или о том, что на каждого хитроумного обманщика и манипулятора обязательно найдётся кто-то хитрее и умнее и сможет одурачить и его. Скотта же, похоже, в первую очередь интересовала насыщенность голубизны небес и яркость рыжины песка — и то, как будет выглядеть фигурка ДиКаприо между тем и другим. И, возможно, немножко механика стандартного шпионского триллера, когда сколь бы опасным не выглядел переплёт, в который угодил бесстрашный шпион, всё равно всем известно, что вертолеты прилетят строго в нужный момент. Здесь всё именно так — в одном из моментов «Совокупность лжи» замирает в миллиметре от интересного и довольно злого высказывания, но уже в следующую секунду в дверь вламывается кавалерия и наступает торжество справедливости.

Даже если рассматривать «Совокупность лжи» с позиций стандартного шпионского триллера, то придётся признать, что кино вышло каким-то поразительно невыдающимся, по крайней мере, с точки зрения уровня задействованных в проекте людей. Впрочем, что здесь удивительного — когда, скажите на милость, у Ридли Скотта случался последний по настоящему выдающийся фильм? (Кто-то скажет «Гладиатор», а я, пожалуй, кивну на «Тельму и Луизу»). Был довольно мощный «Чёрный ястреб» и симпатичная «Великолепная афера», да — но были и невнятное «Царство небесное», и холёный, но пустой «Гангстер». «Совокупность лжи» стоит подшить скорее ко второй части этого уравнения. Фильм профессионально снят и уверенно сыгран (ДиКаприо и Кроу стандартно молодцы, но их обоих на раз уделывает Марк Стронг в роли импозантного директора Иорданской разведки со стальными принципами), но за профессионализмом и уверенностью этого фильма нет практически ничего, кроме одного простого факта. У нас есть ещё один профессиональный и качественный шпионский триллер, да. Единственное его отличие от огромной массы таких же — что стандартные жанровые материалы, использованные для его изготовления, слегка приукрасили цитатами из сегодняшних передовиц.

Вердикт Кочерыжкина — проходной и нешуточно затянутый шпионский триллер от людей класса явно выше такого ширпотреба.

 

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать