Невротик Кейдж… То ли сам актер любит этот образ, то ли режиссеры его так видят, но ему явно везет на подобные роли (в этом году Кейдж уже был невротиком – в «Адаптации», здесь ему ещё хуже). Надо сказать, сейчас Кейдж не особо отличился, сыграл хорошо, но явно не «превзошел себя», как мне обещали на афише.
Сэм Рокуэлл выглядит куда естественнее и органичнее, а если честно, то больше всего меня удивила начинающая актриса Элисон Ломан. Насколько безукоризненно она в свои реальные 24 (или где-то около того) «сделала» девочку-тинейджерку! Молодчина! Я смотрел фильм, не зная о её настоящем возрасте, и хоть и подумывал, что в жизни актриса может быть старше своей героини, но на год-два, – никак ни на десять!
Вообще-то публика негодует: история без панорам и сражений, очень размытого жанра, длительностью два часа, предсказуемая, да и Кейдж-невротик достал! Привыкают люди шаблонно мыслить. Раз Скотт – значит эпические костюмированные драмы, кровавые сражения, впечатляющие панорамы, ЗРЕЛИЩА, одним словом, а тут тебе просто маленькая частная история «на троих». Смотрите внимательнее на афишу: «Гладиатора» и не обещали, – обещали двух мошенников и четырнадцатилетнюю девочку.
Два мошенника - это Рой (Кейдж) и Фрэнк (Рокуэлл). Рой вроде как шеф, Фрэнк – помощник, они промышляют тем, что нагревают безмозглых домохозяек мидл-класса. Их оружие – телефон, знание психологии и водяные фильтры, которые при реальной себестоимости в $59, Рой и Фрэнк умудряются впаривать всяким глупым курицам долларов так за семьсот. Работенка непыльная, на безбедную старость они уже «наобманывали» достаточно, ни разу не попадались. Штрих к портрету: Рой – кошмарный невротик: глаз дергается, куча фобий, боится открытого пространства, не выносит грязь, особенно у себя дома, особенно на ковре (видели бы вы его арсенал чистящих средств!), живет на таблетках. Не надо сомневаться, что этот дерганый тип смог бы успешно заниматься мошенничеством: такой «непыльный» бизнес с минимальной степенью риска мог организовать как раз подобный безумец, маньяк чистоты и педант.
Как-то раз у Роя внезапно кончились таблетки, и, понаблюдав как друга ломает, Фрэнк посоветовал напарнику пообщаться с «мозгоправом», как в Америке любят называть психотерапевтов. И вот «мозгоправ» откопал, что у Роя есть дочь, четырнадцатилетняя Анджела, и она, оказывается, жаждет встречи с отцом. Тинейджерка нарисовывается в четко организованной жизни Роя – грязными ногами по чистому ковру! – знакомя папочку-невротика со всеми прелестями неожиданного отцовства. И внезапно выясняется, что если до этого Рой был не вполне уверен, что ему удается быть хотя бы самим собой, то сейчас он отчетливо сознает, что ему хочется быть отцом. Хорошим отцом. После нескольких косяков на педагогическом фронте Рой начинает стараться, и, можете себе представить, быть отцом ему понравится больше, чем мошенником…
Погодите, не все так скучно, как кажется. Помимо сложного трехступенчатого финала, на который возложена главная миссия «Великолепной аферы» (не рассказал о нем и не собираюсь), у этого фильма есть одна интересная особенность. Когда-то в детстве мне показывали такие забавные картинки: смотришь и отчетливо видишь нарисованное в профиль лицо, но лист поворачивают вверх тормашками – и ты опять видишь профиль, но уже другой! «Великолепная афера» напомнила мне те волшебные картинки: начало фильма – интригует, сразу непонятно, но чуть позже определяемся – а, это про жуликов, так называемое con-movie; но листок переворачивают – ба, да это же комедия; двигаемся дальше, что такое – драма? До самого финала листок не останавливается, и ты только успеваешь гадать: – экшн?! Все-таки con-movie? Мелодрама? Конечно, во многих фильмах есть смешение жанров, но здесь дело именно в том, что это не смешение. Это выстроенные отрезки, которые сменяют друг друга, возможно наплывая на соседа, но не смешиваясь. Кому «размытость жанра», а для меня новая грань «крупномасштабного» Скотта, лишнее подтверждение мастерства режиссера, который после каннибалов-гладиаторов легко взялся за такую неяркую историю и сделал из неё славное, исключительно доброе и сентиментальное кино.
Не понятно, почему-то даже те, кому «Великолепная афера» понравилась (и таких достаточно) делают какие-то пессимистичные заключения: фильм про то, что «если везет в деньгах — то не везет в любви», или про то, что «хороший человек всегда остается в дураках». Как будто они пропустили те несколько кадров, где Рой с блаженной улыбкой прижимается к животу Кэйт – третью и последнюю ступень сложносоставного финала. Да, дядьку обманули, изощреннейшим образом «развели», разбили сердце, фактически отняли его устроенную жизнь – но они ведь подарили ему новую. Лучше.
Все, что ни делается – к лучшему! Фильм об этом.
Максим Потемкин