>
>
«Пятница, 13-е»/ “Friday the 13th”

«Пятница, 13-е»/ “Friday the 13th”

12.02.2009
2

Режиссер — Маркус НиспелПятница 13
В ролях: Джаред Падалеки, Даниель Панабэйкер, Аманда Ригетти, Аарон Ю
Продолжительность — 97 м

Кажется, в кинокомпании Майкла Бэя «Платиновые дюны», специализирующейся в первую очередь на реанимации старых ужастиков, кинорежиссера Маркуса Ниспела держат в качестве этакого талисмана. В специальном ящичке с опилками, чтобы не испортился раньше времени — а достают только тогда, когда возникает необходимость сделать мощный перезапуск какой-нибудь старой доброй кинофраншизе. Сначала «Техасская резня бензопилой», теперь вот «Пятница, 13-е». В планах «Дюн» стоит и перезапуск «Кошмара на улице Вязов» через пару лет — зуб даю, что и в гости к Фредди зашлют того же Ниспела.

К тому же поводов доверять Ниспелу становится немножечко больше. По крайней мере, с «Пятницей» он справляется существенно лучше, чем с «Резнёй». В том фильме был довольно атмосферный и неплохой заход, но стоило только Кожаному Лицу выскочить в первый раз в полный рост на камеру с бензопилой наперевес, как весь оставшийся фильм (а это минут сорок, не меньше) тут же превратился в сплошные догонялки. В новой «Пятнице» подобных проблем с ритмикой нет — тут всё довольно складно и ладно, и есть даже чрезвычайно остроумный пролог, который застаёт зрителей немножечко врасплох.

Конечно, «Пятница, 13-е» всегда была самой бесхитростной из всех многосерийных ужастиков семидесятых-восьмидесятых — в ней не было ни жутковатой захолустной как-бы-реалистичности фильмов вроде «Резни бензопилой» или «У холмов есть глаза» , ни легкого сновидческого сюрреализма «Кошмаров на улице Вязов». «Пятница» же всегда была проста, как бревно — ну, или по крайней мере, таков был её главный герой, непотопляемый (часто в прямом смысле) маньяк Джейсон Вурхиз. У него никогда не было никаких особых мотиваций для убийств — ни политических, ни экологических, ни продовольственных, ни эмоциональных (вся история с местью за смерть мамы была благополучно отработана за первые две части, а дальше пошло уже чистое месиво). Так что каких-то особых изысков от создателей новой «Пятницы» не требовалось. Они и не стали изобретать велосипед.

Единственное, что отличает свежий фильм от его многочисленных предшественников (в лучшую, кстати, сторону) — то, что в нём Маркус Ниспел даёт ответ на вопрос «Что получилось бы из „Пятницы, 13-е“, если бы на неё дали денег раз в десять больше, чем обычно?» Конечно, тут надо аккуратно с цифрами — речь не о ста миллионах долларов вместо десяти, скорее о пятнадцати вместо полутора. Но этого с лихвой хватает на всё. И на детали оформления (глядя, как герои бредут по очередному забитому живописным хламом сараю как-то отчётливо понимаешь, какой радостью был приезд съёмочной группы фильма для всех любителей складировать старьё всего штата Техас), и на не совсем тупоголовых сценаристов, и на общую полировку фильма, и на вменяемое свежее мясо в главных ролях. Ниспел прилежно воспроизводит всю нехитрую иконографию, накопившуюся в сериале с 80-го года — вот знакомый щелчок с эхом в саундтреке, вот убийство с помощью спального мешка, вот мачете вырывается из-под пола, вот хоккейная маска медленно опускается на дно озера, вот «неожиданный» финальный кадр. Всё очень просто. Очень знакомо. Очень эффективно.

Вердикт Кочерыжкина — пристойное возрождение пионерского слэшера — прямолинейное, как ломик, но столь же действенное.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать