В ролях: Шон Бин, София Буш, Закари Найтон, Нил МакДоноу
Продолжительность – 83 м
Щёлк-щёлк, чух-чух – с конвейера хоррор-римейков имени Майкла Бэя аккуратно сошёл очередной продукт. Свеженький и слегка дымящийся. Схема отработана на прежних выпусках – оригинал средней степени давности и схожей или выше степени культовости, дебютант-клипмейкер у режиссёрского станка, юная дева в волнительно обтягивающей маечке в главной роли. Так были сработаны две «Резни бензопилой», так был выполнен «Ужас Амитивиля», так сколочен и «Попутчик». Похож он на две «Резни» и «Ужас» и в главном – он ровно в той же степени муторен и невыносим.
Пересказывая по новой и так довольно нехитрую историю оригинального «Попутчика», режиссер-дебютант Мейерс (автор, среди прочего, эпохальных видеоклипов Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Пинк) с пугающей регулярностью выбирает самые худшие из возможных вариантов. Первую половину он копирует оригинал чуть ли не покадрово, что ни к черту не годится – во второй же он начинает сюжетную самодеятельность, что, как выясняется, ещё хуже. Более того, Мейерс начисто игнорирует волшебную недосказанность оригинала, благодаря которой фильм приобретал массу интригующих подтекстов, предпочитая ей прямолинейную демонстрацию всего и вся. В оригинальном «Попутчике», помнится, все убийства и злодейства происходили за кадром, включая печально известное разрывание человека с помощью двух грузовиков. В новом же фильме злодей прямо в кадре режет глотки, простреливает головы, пачками выносит с трассы полицейские машины (и даже один вертолёт) – и всё это с хрустом и смаком. Разрывание напополам, ясное дело, становится самой кровавой сценой фильма – если кому интересно, как выглядит выдранный из тела позвоночник, пожалуйте сюда. Лишив своего попутчика таинственности – в оригинальном фильме так и не находилось ответа на вопрос, кто он, затянувшаяся галлюцинация главного героя, нечто вроде наставника с дробовиком наперевес, или ангел-истребитель, воплощение зла – создатели фильма лишили сами себя важного козыря. Без этой изюминки всё происходящее в «Попутчике» кажется тупой чрезмерно затянувшейся резнёй, лишенной всякого смысла. Оказавшийся в столь незавидном положении Шон Бин выкручивается, как может (местами давая довольно мощной игры), а вот противостоящие ему детишки не вызывают никаких эмоций, кроме глухого раздражения – как-то с самого начала хочется, чтобы их прибили побыстрее и пожёстче.
Впрочем, кое в чём этот «Попутчик» оказался всё же полезен. На нём стало как-то окончательно ясно, почему у всей этой клипмейкерско-римейкерской Майкл-бэевской камарильи получаются столь пустые и никчёмные фильмы. Любой удачный хоррор – это всегда шкатулка с двойным, а то и с тройным дном. Неважно, что именно стоит за присутствующей в кадре чередой кровавых событий – политическая ли аллегория, мистическое ли благоговение перед непостижимостью тайн Вселенной, или бесконечное уважение к самим канонами жанра и желание как-то обыграть их; главное, что есть что-то, некая мысль, высказывание, если хотите. Для этих же ребят хоррор существует как самоцель – резня ради резни, чтобы, что называется, было. Не то чтобы им совсем нечего сказать – скорее, у них отсутствует сама необходимость высказываться, вкладывать что-то в этот совершенно посторонний для сложившегося у них культурного, извините, багажа жанр.
В «Попутчике» есть одна-единственная сцена, в которой в фильме вдруг появляется некоторая четкость и энергия, ритм и полёт – когда главный злодей сносит с шоссейной дороги одну за другой полицейские машины, а за кадром звучит композиция Nine Inch Nails. Вот тут паззл сходится один к одному – сцена работает, как часы, и прекрасно видно, что Мейерс знает, как срежиссировать и картинку, и звук, и монтаж, и всё остальное в мощное единое целое. Нет ничего стыдного в том, что это целое длится раз в тридцать короче полнометражного фильма и называется «видеоклип» – в конце концов, и их должен кто-то делать. Вот пусть Мейерс этим и занимается, а хоррор оставит, пожалуйста, тем, кому оно близко и понятно. И без него уже дико страшно за судьбу Хичкоковских «Птиц» и другого блестящего дорожного ужастика 80-х, “Near Dark” Кэтрин Бигелоу – они в списке надругательства компании Майкла Бэя над жанровой классикой следующие.
Вердикт Кочерыжкина – очередное убожество по мотивам культовой классики.