Главная
>
Статьи
>
«Рестлер»/ "The Wrestler"

«Рестлер»/ "The Wrestler"

06.04.2009
8

Режиссер — Даррен Аронофски
 В ролях: Микки Рурк, Мариса Томэй, Эван Рейчел Вуд, Марк Марголис, Тодд Берри
Продолжительность — 111 м«Рестлер»/ "The Wrestler"

После «Рестлера» кажется, что все те лавровые венки, что возложены к ногам фильма (главный приз в Венеции, бесконечные номинации Рурку, единогласные восторженные отзывы критики), были немножечко неуместны. Не потому, что не были заслужены, вовсе нет — очень даже были. Просто весь этот шум неожиданно придал «Рестлеру» некоторой излишней значительности — что фильму предельно, подчеркнуто скромному, совсем ни к чему.

Вообще, Аронофски, похоже, из тех постановщиков, что стремятся от фильма к фильму радикально менять собственную интонацию. Довольно лютое экспериментаторство с нарративом и формой в «Пи» сменилось вылизанным формализмом и дидактичностью «Реквиема по мечте», за которым последовала гипнотическая эзотерика  «Фонтана», осмеянная, кажется, восьмьюдесятью процентами публики. В «Рестлере» режиссер опять заходит с совершенно новой для него стороны — это тихая, кристально-чистая, практически камерная вещь, сколь бы странным это ни звучало применительно к ленте, где здоровенные мужики в идиотских костюмах полфильма мутузят друг друга на ринге почем зря. Причём свою историю Аронофски конструирует исключительно из самых привычных и затёртых клише всяких околоспортивных историй.

Некогда знаменитый спортсмен через 20 лет после своего главного триумфа прозябает на дешевых шоу за двадцатку. Привычно гробит здоровье кучей препаратов, необходимых для поддержания нужной рельефности мускулов. Крутит несмелый роман со стриптизершей — разумеется, с золотым сердцем. (Тут, кстати, включается занятная параллель — их сближает то, что и он, и она по сути занимаются почти одним и тем же; он на ринге имитирует настоящую драку, она на сцене имитирует секс). Безуспешно пытается наладить контакты с взрослой дочерью. Получает от жизни что-то похожее на второй шанс. Понятно, что из такого набора обычно получаются фильмы со словом «Рокки» и цифрой в названии (не имея в виду ничего плохого в адрес фильма «Рокки», боже упаси) — но Аронофски показывает всю эту стандартную механику будто через только что тщательно вымытое стеклышко. И вот уже в фильме по-настоящему блистают и Рурк, и Томэй, сами такие же выжившие из 80-х, как и их герои (да, Рурк правда был как будто рожден для этой роли, но и с Томэй, кажется, ровно та же история). И ручная камера бродит за Микки, уткнувшись ему в затылок, почти так же, как у Ван Сэнта в «Последних днях» — только фиксирует не экзистенциальную жуть границы между мирами, а тихое пораженчество человека, спустившего свою жизнь псу под хвост и прекрасно это понимающего. И да — каким будет в "Рестлере" финальный кадр, понимаешь уже где-то минуте на двадцатой. Но также понимаешь и то, что, собственно, никакого другого варианта здесь и быть не могло.

Вердикт Кочерыжкина — практически эталонная и нежная драма о жизни, триумфально спущенной в унитаз

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать