Частных перевозчиков вытесняют с рынка
Напряженность на рынке частных перевозок вышла на новый виток — у перевозчиков попросту отбирают маршруты. Причем делается это в пользу даже не муниципального транспорта, а другого частного предприятия.
Ошибки оптимизации
Впервые напряженность на рынке частных перевозок возникла еще в середине прошлого года, когда департамент транспорта администрации Красноярска начал реализацию новой транспортной схемы, в рамках которой предполагалось изменение самой маршрутной сети. Планировали укоротить маршруты и пересадить всех пассажиров в автобусы большой вместимости.
Уже тогда возникли нарекания в адрес департамента. Во-первых, большие автобусы стоят дорого, да и эксплуатация их влетает в копеечку. К тому же улицы города слабо приспособлены для их передвижения.
- Частному перевозчику в сегодняшних условиях не под силу самому перейти на такие типы автобусов, — рассказывал еще в мае 2008 года председатель Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев, — те, кто для решения этой задачи залез в кредиты и лизинговые схемы, уже сегодня находится на грани банкротства.
Что же касается укорачивания маршрутов, то просто для реализации этого проекта департаменту транспорта было необходимо построить свыше десятка новых конечных остановочных пунктов, причем для автобусов большой вместимости. Но даже к середине лета, по информации Омышева, не было создано ни одного.
- А без них сама реализация новой транспортной схемы невозможна, — говорил он летом, — причем даже если сегодня (июль. — «ВК») начать их строить, то успеть к обозначенному сроку (начало внедрения новой транспортной схемы было намечено на август. — «ВК») не получится.
Однако все это не остановило департамент транспорта — внедрение началось. Больше всего нареканий со стороны жителей вызвали два фактора: сокращение маршрутов и изменение их номеров.
- Совершенно непонятна мотивация таких действий, — говорил ближе к осени 2008 года заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, — создается такое впечатление, что за всеми этими оптимизациями в департаменте забыли о прямом назначении общественного транспорта — перевозить людей.
Свои претензии УФАС по краю довело до логического завершения — суд удалось выиграть. К этому, кстати, вернемся чуть позже.
Работа антимонопольщиков, протесты частных перевозчиков и недовольство простых красноярцев привели к тому, что в октябре 2008 года реализация новой транспортной схемы была приостановлена, тогдашний руководитель департамента Иван Девяткин лишился своего кресла, а вице-мэр Константин Филиппов выступил перед горожанами с извинениями и признал принятые решения ошибочными.
Но это не ликвидировало проблемы частных перевозчиков, которые с самого начала работы по реализации новой транспортной схемы (апрель-май 2008 года) говорили о том, что их попросту вытесняют с рынка. Говорили и о грядущем переделе этого самого рынка.
Свобода договора
История передела продолжилась уже в этом году, когда буквально на днях один из перевозчиков лишился части своего маршрута. Речь идет о маршруте № 89, на котором до недавнего времени работали 24 автобуса перевозчика.
- На сегодня у меня сняли с маршрута 9 автобусов, — рассказывает директор вышеупомянутого предприятия Дмитрий Багаев, — это очень серьезный удар, так как я взял кредиты для покупки больших автобусов, и их мне нужно выплачивать, а доходы уменьшились более чем на треть.
Таким образом, вытеснение перевозчиков с рынка продолжилось. Механизм его достаточно прост. В департаменте транспорта уже около пяти лет существует практика сезонного перезаключения договоров, в том числе и с согласованием расписания. Т. е. каждый год перевозчик должен сообщать департаменту осенне-зимнее и весенне-летнее расписание работы своих автобусов, и только после этого его договор на маршрут будет продлен. Причем по закону договоры должны быть заключены на срок более одного года (обычно заключается на 3—5 лет). В Красноярске же только крупные перевозчики (имеющие около 100 автобусов) работают на трехлетних договорах, а мелкие вынуждены трудиться по описанной выше схеме.
- Когда наступает время повторно согласовывать расписание, договор, по сути, перестает действовать, и его могут не продлить по любым причинам, вплоть до доброй или злой воли чиновника, — говорит Михаил Омышев. — С предприятием Багаева так и произошло.
Частное лобби
Мотивация сделанного департаментом шага не совсем понятна, ведь сегодня на место выбывших автобусов Багаева встали девять машин компании «Красбус» (кстати, частной компании), которой руководит весьма примечательная личность — Андрей Стехно, ранее возглавлявший обанкротившееся в прошлом году автотранспортное предприятие, в котором 51% принадлежал муниципалитету.
К деятельности Стехно уже тогда были претензии, в том числе и со стороны депутатов городского Совета Красноярска.
- У меня лежит несколько заявлений от пенсионеров, которых с единым проездным билетом просто выбрасывали из автобусов Стехно, — рассказывала Елена Пензина.
Не сняты нарекания в его адрес и сегодня.
- Он работает хуже меня, — говорит Дмитрий Багаев, — у него больше нарушений, на свои маршруты он выпускает меньше автобусов, чем положено (по информации Омышева, Стехно закрывает линию только на 80%. — «ВК»). В департаменте транспорта об этом знают, и при этом мои автобусы снимают, а его — ставят. Видимо, есть какая-то заинтересованность в таком развитии событий.
И это не все странности. Дело в том, что, по словам Багаева, он был намерен в течение ближайшей половины года перевести весь свой парк на автобусы большой вместимости, о чем и уведомил департамент.
- Тогда они быстро подсуетились и стали выдавливать меня с рынка, — говорит он, — поскольку, если я успею поменять автобусы, выжить меня будет проблематично.
История Багаева далеко не единичный случай. На сегодняшний день целый ряд перевозчиков испытывает на себе давление, правда, пока дело не дошло до крайности, они не отваживаются говорить об этом, не желая навлечь на себя гнев департамента. Однако на условиях анонимности один из них все-таки раскрыл кое-какие карты.
- По нашему мнению, один из чиновников (мы подозреваем кто, но у нас нет доказательств), — говорит собеседник «ВК», — лоббирует интересы «Красбуса» и конкретно Стехно. На сегодня эта компания является крупнейшим перевозчиком в городе, и сложилось так в последние годы, когда этот чиновник занял свое нынешнее место.
Вообще перевозчики уверены, что департамент транспорта нарушил принцип одинакового подхода ко всем игрокам на рынке. Против этого они и собираются протестовать на пикете, который пройдет 20 мая перед городской администрацией.
То, что можно было счесть первым симптомом передела рынка, на поверку оказалось лишь еще одним шагом департамента на этом пути.
- Когда муниципалитету дали около 200 новых автобусов, — вспоминает Омышев, — их нужно было ставить на какие-то маршруты. Часть из них заняла место старых автобусов, а часть поставили на маршруты, на которых уже работали коммерсанты.
Получается, что передел, которого так опасались частные перевозчики, уже идет не первый месяц, только потихоньку, не привлекая к себе особого внимания. Закрыты маршруты № 29, 82, 87, частично 74, ряд маршрутов либо сократили, либо вообще убрали. А на их место поставили новые маршруты, на которые основной массе частников вход заказан. Причем антимонопольная служба оспорила этот шаг городской администрации, и на сегодня он признан незаконным. Однако старые маршруты так и не были восстановлены, что должно было быть сделано. В итоге часть перевозчиков была вынуждена уйти с рынка. Цель достигнута.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»