Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Старьё Vs новьё — Аферисты Vs Девять королев

Старьё Vs новьё — Аферисты Vs Девять королев

17.09.2009
0

Вчера на канале НТВ в ночи наткнулся на фильм, который давно хотел посмотреть — «Аферисты», американский римейк замечательного аргентинского фильма «Девять королев». Там вроде хорошие артисты снимаются, а ставил это дело дебютант Грег Джейкобс, оттрубивший (и до и после фильма) почти два десятка лет вторым режиссером и помощником режиссера у таких ребят, как Хэл Хартли и Стивен Содерберг (с ним почти на всех его фильмах) — опыта, то есть, он набирался не совсем у последних людей. Но смотреть при этом, знаете, почти невозможно.

«Девять королев» снял в 2000-м году замечательный аргентинец Фабиан Белински (это был его дебют) — и это была такая чертовски элегантная штучка про двух уличных мошенников из Буэнос-Айреса, которые пытаются провернуть крупную аферу с раритетными марками и миллиардером-коллекционером. Причём кино было с двойным, а то и тройным дном — мало того, что это был просто чертовски увлекательно написанный и разыгранный фильм (не говоря уже о том, что там была целая энциклопедия самых разнообразных видов мошенничества, которым можно по мелочи промышлять на улице), там ещё был дан на редкость убедительный и внятный портрет страны. В Аргентине на рубеже веков, если помните, был жуткий экономический кризис — и Белински филигранно встраивает в детектив с обманами и разговорами отличный фон, который показывает истинное положение дел в стране. В финале там и вовсе был замечательный выверт — который, наверное, не стоит раскрывать; пропустите это предложение, если не хотите спойлеров — про то, как самый большой мошенник — это вообще государство; пока эти уличные мелкие в поте лица выстраивают сложнейшие комбинации, чтобы кинуть на деньги одного человека, оно может одним движением взять и кинуть на деньги сразу целую кучу людей.

Понятно, что в американском римейке этот пласт истории отпадал сразу — но в том-то и была сила Белински, что у него и поверхностная история была просто отличной. Передрать, то есть, было, что. Но в «Аферистах» всё как-то с самого начала режет глаз.

Во-первых, там дикий, вопиющий мискаст по всем практически статьям. Дико талантливый Джон Си Райли с его лицом-картошкой в костюмчике уличного хлыща смотрится таким слоном в посудной лавке. Его партнер-ученик Диего Луна так хлопает глазками, что решительно невозможно поверить в хоть какую-то мозговую деятельность за этим блаженным личиком. Мэгги Гилленхоол превращает героиню сестры Рейли из железной женщины оригинального фильма в какую-то неженку-плаксу, миллиардер всем своим видом излучает похабство, и так далее по всем статьям. Более того, в сценарном плане с закрученной историей из «Королев» проделана следующая обработка — абсолютно все извилины сюжета и мотивировки персонажей проговорены тут максимально простым языком (на уровне многочисленного использования слова «fuck»). Герои почти всё время друг на друга орут, а-ля «Отступники» — то есть, грубо говоря, если в оригинале между героями была такая схватка интеллектов, то здесь они чуть ли не впрямую меряются именно что х**ми.

Плюс снято это всё этак живописненько, с играми с красивым неоновым освещением и прочими приметами Большого Стиля, очень бросающегося в глаза — в то время как у Белински был реальный город, снятый с почти незаметной виртуозностью (то, как у него филигранно там камера двигается, замечаешь, наверное, раз в третий только). Ну, то есть, понятно — очередной классический случай из серии «испортил хорошую вещь»; просто жалко ужасно, что такой первоклассный материал был так бездарно спущен в унитаз.

Что же до самого Белински, он после «Девяти королев» снял ещё один фильм, совершенно фантастическую «Ауру». А потом умер, от сердечного приступа. И это невероятная потеря для всего мирового кинематографа — у него прыжок от «Королев» к «Ауре» был совершенно феноменальный, и трудно теперь не думать о том, какие великие фильмы он так и оставил несделанными. Про «Ауру» я вам как-нибудь расскажу, это у меня один из любимых фильмов вообще.

С.М.

Рекомендуем почитать