Главная
>
Статьи
>
Ноев ковчег «Наутилус»

Ноев ковчег «Наутилус»

17.10.2003
24

Еда – отдельно!!!

До чего сильны в нас совдеповские корни!

Те, кому всерьез за 30, помнят суровый советский ресторанный сервис. Салатик «Оливье» (он же «Столичный», он же «По-московски», он же «Зимний»), котлета «По-киевски» и бутылочка (в приличных местах – графинчик) водочки. И пока вторую бутылку не закажешь, горячего не принесут.

Нет, в городах-героях и столицах, конечно, можно было найти отдельные заповедники с кулинарными изысками. Но это с лихвой уравновешивалось повсеместной селедкой с костями, всенародно любимым жареным выменем и всесоюзными «рыбными днями» с широким выбором морепродуктов из одинокого минтая.

В абсолютном большинстве кабаков времен развитого застоя кормили, мягко говоря, невкусно. Но народ в рестораны ходил не поесть, а людей посмотреть и себя показать. Ради праздничка, престижа, понтов и «форсу бандитского». Культурную составляющую досуга обеспечивало сословье лабухов с непременной классикой «Ах, Одесса, жемчужина у моря». И танцы братских народов в лице посетителей под вышеуказанную классику «Для нашего гостя из солнечного Еревана, Дагестана или Сыктывкара...».

Который год нас приучают, что есть надо там, где вкусно, а отдыхать там, где весело. Нет, старая гвардия не сдается! Где едим, там и пляшем! Пьяные танцы (в основном тех, кому за 30) можно наблюдать везде. В том числе и в местах не для этого предназначенных. Ресторан сегодня – это место для неторопливого культурного употребления еды и напитков в хорошей компании под хорошую музыку. Для расхода калорий и самореализации существует институт клубов. Категорически настаиваю – не по понятиям смешивать пищу и расколбас в одном флаконе! «Еда – отдельно!» - как говорил один из героев братьев Стругацких.

Ночной клуб «Наутилус» - лучший ночной клуб Красноярска. И хорош он именно как клуб. Поесть в нем, конечно, тоже можно – принесут из одноименного кафе этажом ниже. И даже еда вполне съедобная. Но не более того.

К тому же, когда после полуночи кого-то вдруг настигает приступ голода, то выясняется, что «к сожалению, кухня закрыта», а из закусок в наличии только орешки. Но хватит о жратве! В «Наутилусе», как нигде, уместен вопрос: «Ты что, есть сюда пришел?!». Сюда, действительно, ходят не за этим.

Осмотреться в отсеках

В «Наутилусе» не очень просторно. В подлодке вообще грех жаловаться на тесноту. Но «Нау» – подлодка специфическая. В ней (в нем) четко разграничены понятия «тесно» и «мест нет». Есть целый ряд заведений в этом городе, где бывает, что и просторно, а мест нет. В «Нау», если не спецобслуживание, то места есть всегда, даже когда тесно очень. И теснота здесь не напрягает, а скорее сближает. А не нравится «чувство локтя» - заказывайте заранее столик на полубаке, и никого к вам без вашего согласия не подсадят даже в самый бешеный аншлаг.


Наутилус

Штурвал, два машинных телеграфа, за ручки которых периодически пытаются дергать нетрезвые граждане, декоративные иллюминаторы да пара спасательных кругов под потолком – вот, пожалуй, и вся дань морской тематике в интерьере «Наутилуса». Но пространство главного зала, на взгляд автора, структурировано очень удачно – на зависть иной настоящей субмарине. Дополнительный уровень (ростр-бельэтаж) очень удачно отделяет любителей на людей посмотреть от желающих себя показать. Барная стойка практически охватывает танцпол с двух сторон. Располагайся за ней, и ты имеешь возможность вполне комфортно выпивать, не отрываясь от танцующих ширнармасс.

Захотелось тишины (относительной, естественно) - есть некое подобие «чиллаута» полуэтажом выше. Непонятно, правда, обилие железных решеток, выполненных из арматуры в архитектурном стиле «крутой функционал». Была надежда, что их заменят или уберут в ходе прошедшего ремонта. Но, подлакировали все, приукрасили стойку хромированными железками, а решетки оставили. В результате кабина звукооператора (ди-джейская – по-нонешнему) напоминает скорее камеру временно задержанных (обезъянник – на современном языке). Когда же выкатывают Главную Большую Решетку, отделяющую зал от выхода и «чиллаута» на время исполнения стриптиза, то автора всегда берут сомнения: это зачем? То ли боятся, что стриптизерша вырвется на улицы ночного Красноярска и перекусает мирных жителей, то ли опасаются, что мирные жители ворвутся с улицы и надругаются над танцовщицей. Тайна сия велика есть. А впрочем, может все гораздо проще – раз дал бог раздвижную решетку, грех ей не попользоваться.

Матросик, угостите папироской!

«Наутилус» - название всем уже привычное, а многим почти родное. Однако, при всем моем большом уважении к сему заведению, ему гораздо больше подходит имя другого легендарного корабля – «Ноев Ковчег». И светящийся неоном девиз над входом: «Каждой твари – по паре!» (слово «тварь» в библейском его понимании, естественно).

Роскошь человеческого общения – вот зачем идут люди в «Наутилус». Здесь представлены все слои, группы, категории и возрасты красноярского народонаселения. Студенты с полтинником в кармане на пиво, студентки – «отвертка» и расколбас в режиме нон-стоп, профессионалки первой древнейшей – практически всего ценового диапазона и просто любительницы, «папики», как с «племянницами», так и в поиске таковых, охотники и охотницы на все, что шевелится, спортсмены классических и специфических видов спорта, чиновники всевозможных администраций, директора и хозяева заводов-газет-пароходов – «…все промелькнули перед нами, все побывали тут!».


Наутилус

Как-то от сильного «делать нечего» мы с другом пришли в «Наутилус» почти первыми и почти утром – в восемь вечера. Пришли, плотно поужинав, с твердым намерением выдержать всю ночную «автономку» и уйти последними. Пили аккуратно, рассчитывая дыхание на всю стайерскую дистанцию. В основном наблюдали и исследовали. Целью нашего очень социологического исследования был ответ на простой вопрос: кому кого не хватит, кавалерам дам или дамам кавалеров. Индикатором нашего исследования случайно стал директор одного из больших красноярских заводов. Индикатор появился около 22.00 и уже в изрядном подпитии. Естественно, на лбу его директорство написано не было, но, едва появившись, он принялся раздавать визитки всем подряд (раздал килограмма полтора – даже нам с приятелем досталось).

Индикатор был хорош еще и тем, что, видимо, был категорическим противником продажной любви и на предложения этого рода не поддавался. Его же поиск высокого, светлого и безвозмездного чувства был весьма своеобразен. Способ ухаживания был прост и прям почти по-суворовски – быстрота и натиск: он вручал визитку приглянувшейся даме и открытым текстом предлагал «проехать в нумера».

И очень удивлялся отказам. Отказы, кстати, были весьма разнообразны. От изысканно интеллигентных до некупированных цитат из ранней Масяни.

Ближе к утру посетители стали расходиться группами и парами. Индикатор не сдавался, периодически выпивая чего-нибудь повышающего оптимизм у стойки. Мы уже было решили, что он-то и будет «тем, кому не хватит». Но. Когда в клубе к шести часам утра (примерно) осталось 4 (четыре) посетителя – одна женщина и трое мужчин (включая нашу социологическую группу), директору все-таки свезло (никогда не сдавайся!). Пусть дама и не соответствовала директорским стандартам внешности (раньше он такой тип женщин визитками не наделял), но была очень близка ему по внутреннему содержанию, особенно по его, содержания, количеству. И остались мы последними пассажирами, и выпили на посошок, и разошлись по домам.

Экипаж

Как и положено приличной подлодке, «Наутилус» имеет два сменных экипажа. Пока один несет вахту, другой расслабляется на берегу. Экипажами руководят старшие вахтенные офицеры – администраторы Розалия и Людмила. Правят, можно сказать, железной рукой и успевают следить за всем и за всеми. Правда, экипажи обучены и в особом руководстве не нуждаются. Еще неизвестно, что требует большей ловкости и выучки – тянуть какие-нибудь шкоты и брассы, пусть даже в шторм и на скользкой палубе, или пробираться с подносом, уставленным большим количеством бьющихся предметов через пространство, на каждом квадратном метре которого штормит от одного до трех человек.


Наутилус

Музыкальным репертуаром заведует ди-джей и угождает публике, как может. Музыка - от вполне приличной до полного «л.мая» и «рук.в». Но репертуар можно и поправить (удовольствие в 100р.), и правят его посетители часто, охотно и сообразно своему вкусу (иногда к сожалению автора).

Отдельной и самой высокой похвалы заслуживает секьюрити «Наутилуса». Столь профессионально поставленную службу безопасности не часто можно встретить и в столице, а в Красноярске второй такой просто нет. Сотрудники становятся заметны в двух случаях. Первый – это когда один из них выкатывает вышеупомянутую Большую Главную Решетку (действие, по убеждению автора, чисто ритуальное – вроде подъема флага). Второй – это когда назревает какой-то конфликт. Подчеркиваю: НАЗРЕВАЕТ, а не ВОЗНИКАЕТ. Будучи завсегдатаем сего заведения, автор не припомнит ни одного безобразия, не задавленного (вежливо, но твердо) в самом его зародыше. В отличие от подавляющего большинства аналогичных служб похожих заведений, охрана «Наутилуса» заботится не только о безопасности самого заведения (это в любом концлагере умеют), но и о безопасности его посетителей.

Около часа(!) один из пассажиров, возбужденный огненной водой и созерцанием шоу-балета «Полнолуние», настойчиво пытался сам выступить в жанре стриптиза (начать ему почему-то хотелось с брюк). Около часа охранник терпеливо уговаривал клиента не расстегивать ремень, при этом извинительно улыбаясь остальной публике – мол, с кем не бывает... Что характерно, клиент при этом не пострадал, не был с позором изгнан, а то ли протрезвел, то ли смирился с неудачей и – успокоился.

Другой гражданин в результате недоперепития (выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел) воспылал страстью к одной из «балерин» и решил штурмом взять гримерную. На пути у него немедленно встала охрана, и бился гражданин об охрану, как футбольный мячик о «стенку». Охрана же прикасалась к гражданину, только когда силы его покидали, и он начинал падать. Ребята бережно его подхватывали и относили на место за столиком. Продолжалось это до тех пор, пока собутыльники не сжалились над болезным и не унесли своего приятеля. Воистину, ниндзюцу – искусство терпеливых.

Усталая подлодка

«Наутилус» вышел в плавание давно. Иногда кажется – так же давно, как его жюльверновский тезка. И уже новые субмарины наступают ему на пятки. «Наутилус» честно заслужил модернизацию, но капитан Немо почему-то ограничился лишь косметическим ремонтом весной этого года. А модернизировать есть много чего. И ассортимент горячительного хотелось бы пошире, и ночью закусок каких-нибудь кроме фисташек. И культурная программа с неизменным «полнолунием» и розыгрышем бутылки («гжелки» или «бьянко») оставляет желать. Да и с «чиллаутом» надо бы по-хорошему что-то думать. Но все равно «Наутилус» лучший. Пока. Хочется выпить за то, чтобы forever.

P.S.
Предвижу вопрос: если автору заведение нравится, то зачем так много о недостатках?
Объясняю.
Вас, уважаемые красноярцы и гости города, много, а «Наутилус» один. Не хочется однажды прийти и не найти места на борту.

г.А.Р.Гантюа (человек с запасной печенью)

Все кабацкие хроники Красноярска от Евгения Цветкова:

Рекомендуем почитать