>
>
Паранормальное явление/ Paranormal Activity

Паранормальное явление/ Paranormal Activity

16.11.2009
37

Режиссер — Орен Пели
В ролях: Кэти Фезерстон, Мика Слот, Марк Фредрикс, Эмбер Армстронг
Продолжительность — 86 мин.

Вы, возможно, уже слышали эту историю. Как парень совсем без опыта работы в кино наскребает где-то 15 тысяч долларов и снимает фильм про привидения — на обычную камеру, в собственном доме, за семь дней. Потом фильм какое-то время болтается по фестивалям, потом попадается на глаза ребятам из Dreamworks, те устраивают ему грамотнейшую пиар-акцию, и вуаля — к ноябрю 2009 года в копилке фильма больше ста миллионов долларов, что делает его самым коммерчески успешным независимым фильмом всех времен.

Такова история художественного фильма «Паранормальное явление». Если быть совсем уж откровенным, то эта история — самое интересное, что есть у фильма в запасе. Обсуждать «Явление» в любом контексте — как удивительную историю успеха обычного человека с мечтой, как хоррор, выполненный из самого минимального набора приёмов — правда намного веселее, чем его смотреть. Орена Пели, придумавшего и сделавшего «Явление», можно за многое уважать — за целеустремленность, за пренебрежение дешевыми эффектами, за пристрастие к минимализму — но всё это вполне можно сделать чисто умозрительно, без просмотра получившегося у него фильма. Потому что фильм у него получился, прямо скажем, не очень.

Поставив перед собой по-своему благородную задачу воссоздать ужас из обыденности, Пели несколько перестарался с последней. Больше половины фильма не происходит ничего, кроме того, что пара главных героев бродит по своему дому и вяло переругивается; особенно тошно становится в тот момент, когда они по третьему разу начинают вести одни и те же разговоры. В плане же собственно ужаса у Пели хватает интересных придумок — тени на двери, следы на полу, спиритическая доска, шевелящееся одеяло — но его дико подводит собственная же привычка отмечать каждое появление чего-то страшного звуковым эффектом. Чуть ли не за минуту до любого страшного события в саундтреке включается тревожный гул — и это напрочь уничтожает любой эффект неожиданности. Есть мнение, что когда ты заранее знаешь, что сейчас тебе станет страшно, это знание только усиливает страх. По мне, так они с тем же успехом могли вешать на экране разноцветные таблички с надписью «Внимание, сейчас НАЧНЁТСЯ!» — эффект был бы примерно тот же.

Действительно, феноменальный успех фильма довёл особо впечатлительных особей до того, что «Паранормальное явление» стали превозносить в качестве новой классики жанра. Слишком много чести, конечно — но проблема эта относится скорее не к самому фильму, а к прочим сопутствующим обстоятельствам. По своему намерению «Явление» — картина довольно скромных амбиций; и со своими скромными задачами она справляется вполне адекватно. Совсем как изображенное в фильме зло — поработить весь мир оно не намеревается, но довести двух человек до ручки вполне может. Так и «Явление» — фильмом на все времена ему не стать никогда, но немножко помотать зрителю нервы в течение полутора часов вроде получается.

Вердикт Кочерыжкина — маленькая миленькая страшилка, чья судьба в разы интереснее её самой

Рекомендуем почитать