Главная
>
Статьи
>
Them Crooked Vultures «Them Crooked Vultures»

Them Crooked Vultures «Them Crooked Vultures»

19.11.2009
11

За последнее десятилетие термин «супергруппа» набрал на себя столько негативный энергии (стараниями ребят вроде Zwan, Audioslave, The Street Sweeper Social Club, Chickenfoot и пр.), что уже даже употреблять его в приличном обществе как-то стыдно. Но вот, например, появляется группа Them Crooked Vultures, а в ней — вокалист и гитарист Queens of the Stone Age (в одном лице), барабанщик Nirvana и лидер Foo Fighters (тоже в одном лице) и басист Led Zeppelin. И тут уж не отвертишься — потому что куда уж более «супер», чем такой мощнейший состав?

Такая встреча поколений, как здесь, в общем, имеет смысл — понятно, что и Джош Хомми, и Дэйв Грол вряд ли сумели бы достичь всего того, чего достигли, без фанатичного увлечения Led Zeppelin. Тем интереснее было обнаружить, что главный хищник в составе Them Crooked Vultures вовсе не Джонс. Да, песни альбома время от времени взрываются грандиозными гитарными рифами в духе LZ (как, например, происходит в середине открывающей издевательской песни «Nobody Loves Me and Neither Do I» или несколько раз за семиминутный вывернутый блюз «Elephants»). Но TCV это, кажется, просто для галочки; потому как не послать ни одного привета Led Zeppelin в группе, где играет кто-то из Led Zeppelin, несколько немыслимо. Всё остальное время группа занимается чем-то чуточку более интересным, чем вызывание духа давно почившей великой группы. Them Crooked Vultures — это такой классический хард-рок, навсегда затерявшийся в бесконечном зеркальном лабиринте.

Вроде есть всё, что нужно — массивные риффы и хлёсткие соляки, и потный мужицкий грув, и блюзовые влияния, и оглушительное хмельное буги — но оно как будто постоянно транслируется через невидимые фильтры глубинной странности, искажающие и выворачивающие любую звуковую деталь каким-нибудь эдаким образом. И тут становится понятным, что главную роль в этом сборном спектакле играл всё-таки Хомми. Он и по основному месту работы в Queens of the Stone Age обожает превращать прямолинейную рок-музыку в психоделический карнавал, этакое лихое увеселительное мероприятие, на котором будто бы вместо привычного алкоголя всем подают галлюциногенную настойку пейотля. Здесь же он воспринял побочный статус нового коллектива как карт-бланш — и пластинка буквально забурлила глючными мелодиями, призрачными гармониями, аранжировочными причудами и диковинным инструментарием. В лихой подонковский блюз «Scumbag Blues» вторгается продолжительное соло на клавикорде. Грязный гитарный номер «Reptiles» сменяется одурманенной карнавальной колыбельной «Interlude with Ludes». Титанических размеров номер «Warsaw or The First Breath After You Give Up» стартует как монолитный блюз, но постепенно съезжает в завораживающий потусторонний джем. Заканчивается всё и вовсе форменным смертоубийством — стремительной вещью «Spinning in Daffodils», в которой чередуются элегическое фортепианное вступление, грозно прущий напролом рок-боевик и широкоэкранная кода, в которой будто бы цирковой оркестрик печально уходит в закат. По Them crooked Vultures чётко видно — эти люди собрались вместе не ради репутаций или прибылей; для них превыше всего возможность играть музыку, ту музыку, к которой лежит сердце, даже если всему остальному человечеству она покажется больной на всю голову. Такая чистота приоритетов не может не вызывать уважения — а когда она подкреплена столь роскошной музыкой, уважение само собой перерастает в восхищение.

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; 
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать