Beck
«The Information»
2006, Interscope
Кому-то может показаться, что Бек несколько поторопился со своим новым альбомом – обычно между его пластинками проходит года по три, но в этот раз после выхода альбома “Guero” прошло от силы года полтора. На деле, однако, выяснится, что поторопился он как раз в случае с “Guero” – работа над “The Information” началась ещё во время турне в поддержку альбома “Sea Change”, а идея вновь посотрудничать с продюсерским дуэтом Dust Brothers, что привела к появлению “Guero”, возникла несколько позже. В целом даже жаль, что работа над “Guero” захватила Бека настолько, что он отложил “The Information” в долгий ящик – всё-таки из этих двух пластинок более сильной и цельной работой является именно последняя. По духу “The Information” не сильно далека от ”Guero” – это всё тот же залихватский и диковатый коллаж-поп, что когда-то сделал из Бека суперзвезду альтернативного рока. Но главное отличие нового альбома в том, как уверенно чувствует себя Бек в этом материале. На “Guero” порой возникало ощущение, что он отчаянно пытается выдать именно ту музыку, которую от него привыкли ждать; здесь же он просто делает её, ни на кого не оглядываясь. Он с одинаковой бравадой пускается в гремучей лузерский рэп (“Elevator Music”, “Cellphone’s Dead”) и выводит невероятно трогательные песенки поверх шебаршащих электронных битов (“Soldier Jane”, “New Round”); ему удаются как продолжительные межзвездные саги (“The Horrible Fanfare/Landslide/Exoskeletons”), так и электрифицированные госпел-песнопения (“Strange Apparition”). Не рассусоливая, скажем – это именно тот альбом, который был нужен от Бека для того, чтобы по новой осознать, насколько он важная фигура в современной поп-музыке.
P.S. К официальному изданию альбома прилагается двд-диск с клипами на все песни альбома, снятыми самим Беком с друзьями в абсолютно кустарных условиях – по большей части, совершенно очаровательными.
Audioslave
«Revelations»
2006, Sony BMG
Зарубежная критика отмечает, что к своей третьей пластинке супер-группа Audioslave, состоящая из бывших участников гигантов рока 90-х Soundgarden и Rage Against the Machine, наконец-то превратилась в полноценную единую группу, четкую и сыгранную. Что правда, то правда – “Revelations” звучит невероятно гладко и собранно, словно он был записан в едином порыве. Однако у этакой гладкости открывается совершенно неожиданная обратная сторона – примерно треку к пятому эту сильную, качественную, профессионально и с чувством исполненную музыку попросту перестаешь замечать. Она льётся в уши словно масло и нигде не задерживается. Примерно с той же проблемой столкнулись чуть ранее в этом году Red Hot Chili Peppers, чей двойник “Stadium Arcadium” тоже постепенно начинал убаюкивать слушателя своей однообразной качественностью. Под руководством продюсера Брендана О’Брайена, сотрудничавшего с Pearl Jam, Stone Temple Pilots, Korn, а также Soundgarden и Rage Against the Machine, группа словно срезала со своего саунда все острые углы. Резкие и колючие гитарные риффы Тома Морелло перестали бросаться на слушателя с первых же секунд композиций и теперь играют вторую скрипку при размеренном гудении ритм-секции. В этом неторопливом гудении, как в зыбучих песках, тонут несколько по-настоящему отличных песен – динамичный фанк-рок “One and the Same”, заводная песенка “Original Fire”. Отказавшись от опасности и непредсказуемости звучания, Audioslave оказались в довольно нелепой ситуации – на “Revelations” они представили, возможно, лучшие свои песни, но, тем не менее, порекомендовать этот альбом кому-либо никак невозможно.
Beyonce
«B Day»
2006, Sony BMG
Бейонси Ноулз утверждает, что весь материал её нового альбома “B Day” был записан за какие-то пару недель. Никакой спешки, однако, в нём совершенно не ощущается. Как раз наоборот – если что и отличает Бейонси от её коллег и современниц, так это невероятная уверенность в себе и своём деле. В этом плане она больше похожа не на современную певичку, а на шикарную поп-диву былых времён, из тех, что настолько не сомневались в собственных возможностях, что никогда не считали нужным заискивать перед своей публикой. Вместо того, чтобы жонглировать различными стилями от пластинки к пластинке или даже от песни к песне, как поступала, к примеру, Ферги на своем альбоме, Бейонси продолжает двигаться однажды выбранным курсом с грацией и основательностью флагманского корабля огромной военной эскадры. На “B Day” можно найти всё то же высокопрофессиональное и чрезвычайно жаркое переосмысление традиций старого фанка и соул в контексте модернового двигательного r&b, которым Бейонси занималась и ранее. Местами она даже позволяет себе немного поэкспериментировать со звучанием – так, роскошная вещица “Suga Mama” построена вокруг сэмплов совершенно рок-н-ролльной гитарной партии времён 60-х, а “Get Me Bodied”, горячий призыв своему мужчине заняться уже, наконец, самым важным делом, почти полностью опирается на перкуссию. Даже когда Бейонси впадает в нехарактерную для себя ярость в злобной, нервной, атональной песне “Ring the Alarm”, это звучит практически сногсшибательно. Разумеется, Бейонси не одинока в том, что она делает – примерно в этом же направлении работает и ещё целая толпа певиц. Однако разница между ними и Бейонси примерно такая же, как между автосалоном, набитым спортивными «Маздами», и одним роскошным «Ягуаром», припаркованном через дорогу.
Banco De Gaia
«Farewell Ferengistan»
2006, Disco Gecko
Англичанин Тоби Маркс, скрывающийся за псевдонимом Banco De Gaia, давно уже отказался от шумной родной Европы в пользу духовного умиротворения Востока – собственно, это его стремление отчётливо просматривается в названии его новой пластинки «Прощай, Ференгистан». Как сам Маркс объясняет в буклете, на Востоке слово «Ференгистан» использовалось как общее название далекой страны где-то за горами, откуда приходят белые люди; позже в нём также появились оттенки значения, указывающие на алчность, бедность духа и материализм. Подобные намёки для творчества Маркса не новость – на своих прежних альбомах он регулярно выступал с ненавязчивой критикой западного уклада жизни, то вставляя в свои композиции стратегически выбранные сэмплы из выпусков новостей, то записывая альбомы в пещерах под Египетскими пирамидами. Впрочем, не стоит думать, что на “Farewell Ferengistan” пламенная риторика заслоняет музыку – совсем наоборот. Если у слушателя нет желания вдаваться в подробности мотивов, по которым те или иные композиции получили свои названия, он может просто получить удовольствие от той нехитрой, но симпатичной электроники с восточными мотивами, что всегда была фирменным блюдом Banco De Gaia. Маркс нашёл какую-то очень удачную точку между пульсациями танцевальной электроники и благостным мистицизмом нью-эйджа – не впадая в крайности ни с той, ни с другой стороны, он стабильно выдаёт весьма интересные пластинки. И “Farewell Ferengistan” как раз из таких – достойное пополнение достойной дискографии.
Маша и медведи
«Без языка»
2006, Торговая компания Никитин
Вот возвращение, на которое многие надеялись, но вряд ли кто-то всерьёз рассчитывал – за те шесть лет, что прошли со времён последнего альбома «Маши и медведей» «Куда?», в жизни и Маши Макаровой, и остальных участников группы произошло немало всякого. Одни совершили так ни к чему и не приведшую попытку начать новый проект с новой вокалисткой (с блестящей Ольгой Дзусовой), другая дразнила и мучила поклонников целой чередой страннейших выходок и поступков, наводивших на нехорошие мысли о душевном состоянии певицы. И вдруг воссоединение, обставленное тихо и скромно – альбом «Без языка» вышел так, будто несколько лет назад вся страна не пела смешную песенку про Любочку, которую, как известно, знают все. Сейчас Маша Макарова говорит, что все эти годы она продолжала писать песни, и из этих-то песен, сочиненных ей в разное время за последние пять лет, и состоит «Без языка». То, что все эти песни писались независимо друг от друга, чувствуется очень сильно – пластинка больше похожа на некий сборник неизданных песен, раскопанных в архивах группы, нежели на новый полновесный альбом. Свои удачи тут, несомненно, есть – прозрачная, почти невесомая «Мария», элегичный «Каин», неожиданно резкая двухчастная вещь “Spa”, нежнейшая финальная колыбельная «Папа». Однако чего тут лукавить – ни одна вещь с «Без языка» не сможет сравниться с лучшими прошлыми вещами «Маши и медведей». Здесь нет ничего, что можно было бы поставить в один ряд с мистической «Землей», величественной «Без тебя», могучей «Куда?» При таком раскладе сам собой напрашивается вопрос – а стоило ли в таком случае вообще выпускать этот альбом? Может быть, группе «Маша и медведи» было бы лучше остаться в памяти слушателей давним, но однозначно приятным воспоминанием?
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.