Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Бархатный прииск — Домашний кинотеатр

Бархатный прииск — Домашний кинотеатр

18.02.2010
7

Фантазия Тодда Хэйнса на тему глэм-рока 70-х в частности и судьбы артиста в целом — яркое, странное, буйное, многослойное кино, с прекрасными актёрами, прекрасной музыкой и интересными мыслями. Звучит подозрительно похоже на идеальное кино — что, конечно, не так; но довольно близко.

С Хэйнсом вот что здорово — про его кино если начнёшь говорить, то до вечера просидеть можно. Он умудряется в те же самые два часа, что и у всех, уместить какое-то невероятное количество всего. Взять тот же «Прииск» — тут, во-первых, весьма убедительный портрет реального музыкального течения и времени, в котором это течение появилось (причём портрет этот набросан довольно скупыми и экспрессионистскими штрихами, на самом деле). Если кому-то нужно что-то важное понять про глэм-рок, то лучшего документа не найти — тут ведь ещё и музыка просто фантастически правильно подобрана, во всех смыслах, и в плане оригинальных песен, и в плане современников фильма, которые её исполняют.

Во-вторых, у Хэйнса тут снова выходит его магистральная, похоже, тема о судьбе артиста в мире. Причём рок-музыка даёт ему возможность довольно широко зачёрпывать — он на одном примере из этого мира даёт целый спектр наблюдений из этой области. У него здесь показан и артист, которому нужно во что бы то ни стало быть на виду у публики, и артист, остающийся верным себе, и окружение артиста, и даже простой слушатель, юный фанат — и Хэйнс уверенно очень показывает, как музыка и личность проносится такой ракетой сквозь всех этих людей, и что с ними всеми получается на выходе.

При этом в фильме совершенно нет никакой захламлённости, толкотни, суеты — все темы, мотивы, и пласты перемешаны очень грамотно и изящно, ничто ничему не мешает, всё ладно выстраивается в такую красивую гармоничную финальную вещь. (Правда, линия с амулетом Оскара Уайльда, по-моему, какая-то чересчур наглядная выходит, можно было и без неё). И это я ещё даже не затронул истории о том, чья фигура вдохновляла Хэйнса на сочинение «Прииска» — и как эта фигура на фильм отреагировала. Если коротко, то Хэйнс рисовал главного героя фильма, певца Брайана Слэйда, с Боуи (а безбашенного американца Курта Уайлда, соответственно, с Игги Попа). Боуи, правда, отказался давать в фильм свои песни (что сильно испортило дело; в фильме порой физически чувствуется, что вот тут вот должна бы его песня звучать), что понятно — он сам там выведен не в самом выгодном свете.

Но даже если Хэйнс к Боуи немного несправедлив (финальное превращение Слэйда в Томми Стоуна, бессмысленного попсовика и короля стадионов, срисованного с Боуи времен турне «The Glass Spider», в общем-то, упрёк совсем не по делу), то он всё равно отлично сумел передать то офигение людей, когда Боуи появился в Англии — как будто какой-то инопланетянин свалился всем прямо на голову. Джонатан Рис-Майерс, который здесь играет Слэйда, правда, слишком уж красив (реальный Боуи в то время выглядел куда экстравагантнее), но это единственное, за что его можно пожурить — в роль он включается по полной. МакГрегор в качестве как-бы-Игги и вовсе феноменальный — они, кстати, ещё и поют сами. Вот для примера концертное выступление МакГрегора — по-моему, это фантастически совершенно. Ну, и многое о самом фильме говорит.

С.М.

Рекомендуем почитать