Главная
>
Статьи
>
Стоун/ Stone

Стоун/ Stone

18.10.2010
55

Режиссер — Джон Каррен
В ролях: Роберт ДеНиро, Эдвард Нортон, Милла Йовович, Фрэнсис Конрой
Продолжительность — 116 мин

СтоунХудожественный фильм «Стоун» не ищет легких путей — и зритель ему необходим соответствующий. Тех, кто ищет от кино лёгких эмоциональных переживаний (а таких среди наших зрителей процентов не меньше 80), «Стоун» гарантированно разочарует. Зато у остальных с этим фильмом будет совсем другой разговор.

Почему от «Стоуна» можно проникнуться глубоким разочарованием, в принципе, понятно — всю первую половину фильма постановщик Джон Каррен, режиссер столь же тонкого и столь же прекрасного фильма «Разрисованная вуаль», виртуозно пудрит зрителю мозги обещанием вариации на знакомую тему. Тут разворачивается занятный треугольник между заключенным Стоуном (Нортон), многословным продуманным уркой, спалившим под наркотиками дом с собственными бабушкой и дедушкой, его усталым офицером по досрочному освобождению (ДеНиро), которому осталось одно последнее дело до пенсии, и женой Стоуна Люсеттой (Йовович), чересчур улыбчивой преподавательницей младших классов. Стоун страшно хочет выйти на свободу, его жена настойчиво звонит домой герою Де Ниро, тот сначала не отвечает, потом нехотя соглашается на встречу — и в какой-то момент становится прекрасно понятно, куда дело идёт.

Оно туда придёт, безусловно — первый примерно час Каррен прилежно выдерживает форму медленно закипающей криминальной драмы с эротическим подтекстом. Но — уже в прологе, посвященном не титульному герою Нортона, а ДеНиро и его семье, можно догадаться, что у создателей «Стоуна» на уме кое-что необычное. И правда — постепенно этот тонкий, неспешный, но подспудно напряженный, блестяще озвученный включениями христианских радиостанций пополам с нервным эмбиентом (пожертвованным, между прочим, «Радиоголовами» Томом Йорком и Джонни Гринвудом из обширного архива собственных студийных зарисовок) фильм выворачивает из привычной криминальной зарисовки для взрослых в настоящую религиозную драму, да так виртуозно, что не успеваешь даже ахнуть.

И вот что важно — религиозность «Стоуна» вовсе не в том, что нам с экрана начинают иносказательно внушать постулаты той или иной религии. Здешний маневр гораздо более тонок — «Стоун» скорее оказывается о религии как о духовной потребности и о том, откуда эта потребность вообще может появляться. Или, наоборот, не появляться, даже при формальном соблюдении всех нужных ритуалов. На эту глубинную тему Каррен накручивает ещё массу интересных наблюдений — о семье, о верности, о лжи, ещё об огромном количестве вещей, с которыми ужасно легко было бы съехать либо в громоздкую истерику, либо в пафосное нравоучение. «Стоун», однако, удивительным образом избегает и того, и другого — Каррен временами чуть забывается и начинает проговаривать на пальцах очевидные вещи (пролог с осой, поздняя сцена между Нортоном и ДеНиро в тёмной аллее с участием пистолета), но всё остальное время фильм выдержан просто великолепно.

Актёры на такие тонкие задачи реагируют с невероятной отзывчивостью. И если про Нортона давно было понятно, что он — умник и умница, живущий ради таких вот ролей (в этой роли ужасно продуманного мошенника и манипулятора, неожиданно для себя пережившего духовное перерождение, он очевидным образом купается), то с Йовович и ДеНиро в последние годы дела обстояли куда более сомнительно. Здесь же оба просто великолепны — Йовович бесподобна в роли доверчивой дурочки, чья истинная сущность прорывается на экране всего лишь раз, в одной-единственной фразе, а ДеНиро бесхитростно вытаскивает на себе весь фильм, поскольку главный-то герой во всей этой истории, как ни крути, именно он. И именно ему Каррен дарит финал фильма — «Стоун» заканчивается совершенно потрясающим образом, одним кадром в долю секунды, в котором вдруг говорится больше, чем в некоторых других фильмах целиком.

Вердикт Кочерыжкина — блистательная большая драма с виртуозными работами больших артистов

Рекомендуем почитать