Всё в мире должно пребывать в равновесии. Если много говорить всем весь ноябрь «Смотрите, смотрите, сколько всего замечательного в кино — фестивали, ретроспективы, просто хорошие фильмы, ух!», то нужно быть готовым к тому, что от декабрьского репертуара вытянется физиономия.
В декабре традиционный ответный удар собираются нанести отечественные фильмы — буквально на днях начинается какой-то «Клуб счастья», ещё через пару недель жахнет бекмамбетовский предновогодний альманах «Ёлки», который, кстати, частично снимали и у нас. Чтобы хоть как-то подбодрить самого себя перед неумолимо надвигающимся сезоном безжалостных новогодних премьер, попробую составить список комедий, которые новейшему отечественному кино удались на славу. Такие, к счастью, есть.
На третий свой заход на территорию большого кино квартет «И» наконец-то сумел придумать, как превращать свои довольно замечательные спектакли не просто в сценки, разыгрываемые перед кинокамерой, а в настоящее замечательное кино. С нетерпением ждём четвертого выпуска.
Во вменяемость этой современной версии истории про Золушку не верит никто — просто потому, что там на минуточку засветился Сергей Зверев, а ведь всем прекрасно известно, что там, где появляется Сергей Зверев, вменяемости немедленно приходит конец. Меж тем, ситуацию нужно рассматривать обратным способом — даже несмотря на присутствие Сергея Зверева и серию действительно странноватых сюжетных моментов режиссеру Евгению Бедареву удалось снять умную, а главное, честную современную сказку о мечтательной девушке.
«Дикари»
Ленивая отпускная комедия, в рамках которой артисты резвятся на побережье даже без особо связного сюжета — казалось бы, ну что тут может быть интересного. Да много чего — в первую очередь, правильная слегка пронзительная интонация, благодаря которой «Дикари» превращаются из набора открыточек с моря, нацарапанных не очень уверенным (то ли из-за качки, то ли из-за чего другого) почерком в чертовски правильное и, что самое интересное, очень наше, русское кино.
Строго говоря, это называется трагикомедией — но это не так уж важно. Этот набор комических, трагических и мелодраматических сцен из жизни отдельно взятой воинской части прошёл по нашим кинотеатрам совершенно не замеченным — а зря. Редкий случай, когда претензия современного произведения на родство с классическим не кажется вызывающей оторопь беспредельной наглостью, а вполне оправданным шагом создателей.
Понятно, что Павел Лунгин останется в зрительской памяти, как автор «Острова», или «Царя», или, в лучшем случае, «Такси-блюз» — а как автора «Бедных родственников» его никто помнить не будет. Для автора этот фильм, конечно, пустячок, ну и ладно — в любом случае этот пустячок при внимательном изучении оказывается практически образцовой эксцентрической комедией, который при этом ещё и безрассудно выдаёт тщательно скрываемую всеми остальными фильмами с его участием правду о талантах Константина Хабенского. Оказывается, он невероятно органичный комик.
Сергей Мезенов