Вселенная последнюю пару дней как-то настаивает на том, чтобы напомнить о замечательном мексиканском режиссере Гильермо дель Торо.
Телевидение показывает его знаковые фильмы, журнал New Yorker опубликовал титанический материал о нём — в общем, самое время и нам вспомнить о его творчестве и что-нибудь хорошее про него написать.
Дель Торо — правда удивительный человек; неутомимый фантазёр и друг всех вымышленных монстров с трёх лет. Он на одном упорстве и неуёмной энергии превратился за двадцать лет из непонятного мексиканца в очках и со странностями в одного из главных визионеров-сказочников современного большого кино. Сейчас он пытается провернуть проект всей своей жизни — снять крупномасштабный, дорогостоящий фильм ужасов в 3-Д по мотивам знаменитой книжки Говарда Лавкрафта «Хребты безумия». Причём в числе его сторонников — Джеймс Кэмерон. Давайте посмотрим, как дель Торо дошёл до жизни такой.
«Хронос»
Первый полнометражный фильм дель Торо, странноватая лента, осторожно балансирующая между полнокровным хоррором и абсурдистской черной комедией.
В ней пожилой антиквар становился вампиром после укола от странного золотого механизма. Но дальше дель Торо отказывался от всяких клише и рассматривал превращение обычного человека в вампира в драматическом и даже мрачновато-комическом ключе.
Одной из главных линий «Хроноса» также были взаимоотношения героя и его молчаливой внучки — позже этот мотив взаимоотношений ребенка и его пожилого наставника станет одним из центральных для всех фильмов режиссера.
«Мутанты»
Первый опыт работы дель Торо в Голливуде — атмосферный хоррор про гигантских тараканов в метро, в котором режиссер пытался найти более-менее серьёзный подход к такому, в принципе, дурацкому сюжетному заходу.
Для режиссера всё закончилось печально — студия не приняла конечный вариант, отстранила дель Торо от монтажа, наняла другого режиссера, чтобы тот доснял побольше «страшных» сцен. Дель Торо до сих пор не считает получившийся фильм своим и отказывается даже думать о возможности восстановления режиссерской версии для DVD (как в своё время было у Финчера с «Чужим-3»).
Но на самом деле в фильме осталось достаточно фирменного обаяния дель Торо — многослойная композиция, сложное понимание вопросов добра и зла, атмосферные прогулки по зловещим заброшенным помещениям метро, заставленным стратегически отобранным живописным хламом. Ну, и страшно там местами изрядно.
«Хребет дьявола»
Первый по-настоящему большой фильм дель Торо — многослойная, живописная сага о сиротском приюте в Испании времён гражданской войны, снятая при продюсерской поддержке Педро Альмадовара.
При том, что всё действие фильма происходит в одном-единственном здании, дель Торо успевает меньше чем за два часа рассказать сразу много всего — в фильме изящно смешиваются военная драма про гражданскую войну, жутковатый хоррор про мальчика-привидение, трогательная и жесткая история взросления и многое, многое другое.
«Хеллбой»/ «Хеллбой-2: Золотая армия»
Дель Торо в режиме «Фантазия на полную» — красочные, насыщенные фильмы-комиксы про здоровенного красного чёрта из ада, который встаёт на сторону добра. В теории — полная дичь, если задуматься; в частности, в первой части Хеллбою приходится биться с заводным нацистом, размножающимися зубастыми демонами, а также вернувшимся в который раз с того света Григорием Ефимовичем Распутиным, к финалу превращающимся в божество со щупальцами.
Но дель Торо придаёт этим фильмам ужасно простое, слегка мужицкое обаяние — Хеллбой курит сигары, не уважает начальство, любит самовозгорающуюся девушку (особенно удобно, что сам Хеллбой огнеупорный) и в целом пытается понять, что ему делать дальше со своей жизнью.
Первый фильм был гармоничнее и строже, второй бардачнее и веселее, но в каждом из них среди буйства красок и монстров всегда сохранялась простая человеческая доброта.
«Лабиринт фавна»
Самая знаменитая работа мексиканца (номинация на «Оскар», запредельный рейтинг критического одобрения) одновременно стала чем-то вроде подытоживания всей его карьеры. Дель Торо концентрировал в своём самом личном и самом, пожалуй, страшном фильме все свои фирменные моменты и даже некоторым образом закончил работу с некоторыми из них. Здесь дель Торо окончательно укрепил своих зрителей (и, кажется, укрепился сам) в мысли о том, что страшнее вовсе не мир сказочных и невероятных монстров, а мир взрослых людей.
Неудивительно, что все проекты, с которыми дель Торо связывался после «Лабиринта», кроме продолжения «Хеллбоя», были не его авторства. Личная сага, начавшаяся с «Хроноса», закончилась, и теперь с нами совсем другой Гильермо дель Торо. Какой он — узнаем, когда он закончит «Хребты безумия». Надеюсь, ждать придётся не очень долго.