Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
В погоне за рынком

В погоне за рынком

10.03.2011
7

«Богатство России Сибирью прирастать будет» - фраза, оказавшаяся пророческой для нашей страны на многие десятки лет. Время идет, но Сибирь, и наш край не исключение, как была сырьевым придатком, так и осталась: по данным Сибирского таможенного управления, в структуре экспорта края высокий процент приходится на продукты неорганической химии, цветные металлы и древесину, то есть на сырье. Причин у такого положения дел много. Но если преодолеть хотя бы некоторые из них, Россия начнет прирастать не сырьем, а продукцией глубокой переработки и товаром с высокой добавленной стоимостью.

Головной тормоз

Пока экономика края строится на разведке, добыче и продаже сырьяОсновным препятствием на пути превращения края из сырьевой провинции в производственную является зависимость стратегии развития региона от федерального правительства.

- Проблема в том, что наше желание не находит должного отклика в умах федерального правительства, и в этом смысле многие программы развития Сибири упираются не в строительство здесь перерабатывающих мощностей, а в увеличение экспортного потенциала: больше нефти, больше металла, руд и прочего, - говорит депутат Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по экономической политике, председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев. - На мой взгляд, это политика не развивающая, а консервирующая.

По его мнению, без участия федерации край совершить революции не сможет, потому что большинство экономических факторов, которые влияют на эффективность производства в Сибири, формируются в Москве, - это таможенная и налоговая политика, преференции в области транспорта и энергетики.

Важную роль налоговой политики подтверждают и данные регулярного мониторинга общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с «БауманИнновейшн». Согласно им, в России наблюдается усиление давления со стороны налоговых органов: с 7% в конце 2008 года до 11% в октябре 2010-го. Понятно, что и политика НДС не содействует развитию высоких переделов, так же как увеличение налога на фонд оплаты труда не способствует развитию наукоемких производств, где высока численность персонала, а доля фонда заработной платы в общем уровне затрат достигает 80%.

- Исторически сложилось так, что Москва обладает большим научно-техническим потенциалом, многие центральноотраслевые НИИ находятся там и забирают большое количество государственных заказов, - говорит депутат Заксобрания края, директор красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун. - А экспортный потенциал Москва оттягивает, потому что там находятся специмпортеры и спецэкспортеры, работающие как дистрибьюторы.

Что касается края, то его экспортный потенциал в первую очередь сдерживается географическим положением: удаленность от основных рынков сбыта умножает расходы на транспортировку товара.

- В конкурентной борьбе побеждают товаропроизводители, которые расположены в европейской зоне РФ, потому что там короче транспортное плечо и ценовая политика может быть более эффективной, - уверен Михаил Васильев. По его словам, край находится в климатической зоне с рискованной экономикой: у нас очень высокие удельные энергозатраты на единицу любой продукции, кроме разве что электроэнергии. К этому надо добавить, что на территории Сибири проживает менее 20 млн человек, т.е. стоимость рабочей силы у нас не такая низкая, как, например, в том же Китае или Вьетнаме. Однако, несмотря на совокупность всех негативных обстоятельств, эксперты говорят, что у края есть потенциал. И в первую очередь он связан с развитием традиционных отраслей специализации Красноярского края.

Не сырьем единым

Как уже говорилось, Красноярский край был и остается кузницей валютных поступлений страны, потому что большая часть наших сырьевых ресурсов пользуется устойчивым спросом на зарубежных рынках. За них платят звонкой монетой. Но уже сейчас очевидны факторы, которые диктуют необходимость технологического изменения базовых отраслей края.

Экспортеры необработанных металлов рискуют остаться без объемов продаж- Я думаю, что переход на шестой технологический уклад, внедрение нанотехнологий и создание на их основе современных материалов с новыми качествами приведет к изменению в структуре спроса на традиционные ресурсы: их будет требоваться все меньше и меньше, - прогнозирует директор Института экономики, управления и природопользования СФУ Евгения Бухарова. - И если говорить о поддержании объемов экспорта, то по цветным металлам рисков больше, чем по нефти.

Ситуацию обостряет и то, что природные ресурсы, которые лежат в основе экспортного потенциала края, находятся в труднодоступных районах и издержки при их добыче очень высоки. По мнению Евгении Бухаровой, в перспективе 20-30 лет спрос на металлы будет понижаться, а это, в свою очередь, повлияет на отрасли первичной переработки.

- При этом, если высокорафинированные, обработанные металлы при низком спросе будут иметь высокую стоимость, то относительная стоимость сырья резко упадет, - заключает Евгения Бухарова. - Необходимость диверсификации в базовых отраслях - вопрос не просто актуальный, он уже перезрел.

- На основе сырьевой части экономики мы обязаны выстраивать систему межотраслевых связей, - считает Василий Моргун. - Все технологические цепочки в крае должны быть замкнуты.

Например, у нас можно делать вагоны, железнодорожную технику из алюминия, на основе легких сплавов. То же самое касается кластеров по обработке древесины, производству космической техники, выпуску моно- и поликристаллического кремния.

- Мы имеем заводы по производству кремния, такие как «Красмаш», и на его основе можем выпускать, например, солнечные батареи, - продолжает Василий Моргун. - Китайцы производят такую продукцию с высоким КПД, до 30-35%.

Примером создания полного цикла переработки можно назвать Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова - одно из немногих в России предприятий, работающих с палладием. По словам директора ювелирного производства Александра Шубакова, не так давно на заводе впервые в России запустили высокотехнологичную линию по изготовлению ювелирных украшений из палладия. Из металла, добытого и обработанного на территории края, по эскизам итальянских дизайнеров было сделано несколько наборов украшений. По словам Александра Шубакова, пока продажи такого рода изделий не сопоставимы с продажами украшений из других металлов, хотя палладий сам по себе в два раза дешевле, чем золото. Причину директор видит в недостатке позиционирования продукта на рынке (что сейчас заводу не по карману) и в «нераскрученности» палладия как металла.

Дело рук самих утопающих

Роль федерального правительства в развитии экспортного потенциала территорий сложно переоценить, но это не означает, что совершенно ничего нельзя сделать на краевом уровне.

- Мы должны заниматься продвижением наших интересов в федерации. Лоббировать отмену толлинговой схемы, пошлины по круглому лесу и вообще по сырью, транспортные и энергетические тарифы, вопросы повышения контроля за безопасностью продукции, - говорит Василий Моргун.

Также депутат предлагает создать министерство торговли или же передать его функции какому-то из уже существующих министерств.

- Чем более высокотехнологичной будет продукция, тем больше будет возникать вопросов о ее позиционировании, включая и логистику, и брендинг, и защиту собственности. Необходимо создавать структуру исполнительной власти, которая сможет ее продвигать, - полагает Моргун. - Сейчас никто этим не занимается, потому что мы торгуем сырьем.

Евгения Бухарова считает, что в крае есть резервы для усиления поддержки бизнеса в рамках действующих экономических инструментов: это и налоговая политика в части компетенций субъекта федерации, и поддержка предприятий в процессе кредитования, создание инфраструктуры и благоприятного климата для инвестиций. Данные мониторинга Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с «БауманИнновейшн» показывают, что наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом антикризисными мерами со стороны правительства РФ по-прежнему являются замораживание тарифов, кредитование, а также налоговые каникулы. Это же актуально и для краевого правительства. Михаил Васильев предлагает отменить налоги для малого бизнеса в первые три года его существования.

- Малый бизнес платит в бюджет не больше двух миллиардов рублей, можно найти и обрезать какие-то расходы на эту сумму, - говорит он. - Но это означает, что люди получат возможность развиваться. Рано или поздно они вырастут из «малых штанишек» и начнут покупать недвижимость, собственность - это закон рынка.

Советник
Журнал «Советник. Грамотное управление»


Рекомендуем почитать