Главная
>
Статьи
>
Generation П

Generation П

18.04.2011
17

Режиссер - Виктор Гинзбург
В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Сергей Шнуров, Игорь Григорьев, Александр Гордон, Роман Трахтенберг, Владимир Меньшов, Рената Литвинова, Олег Тактаров, Андрей Панин, Леонид Парфенов
Продолжительность - 110 мин

Экранизации «Поколения П», возможно, важнейшего русского романа 90-х (и точно важнейшего о русских 90-х) мы ждали долго. Настолько долго, что нынешнее поколение зрителей, глядя на надпись «Культовый роман в кино» на афише, только переглядывается и недоуменно пожимает плечами. Настолько, что некоторых из исполнителей важных ролей уже нет в живых.

«Поколение П» действительно было (на пару с вышедшей неделю назад «ПираМММидой») этаким почетным долгостроем отечественного кино. С ним возились сказочно долго - настолько, что пик крутости практически всех до единого людей, приглашенных в фильм не столько за их актёрские способности, сколько за имя, тихонечко остался в прошлом. Даже когда на экране появляется Охлобыстин, в зале одобрительно замечают «О, чувак из «Интернов»». То есть, таская за собой своих слегка просроченных культурных героев, авторы фильма немного не замечают, что их разговор о поколении ведется, собственно, только с этим самым поколением. Все остальные будут чувствовать себя гостями, впервые попавшими в сложившуюся давным-давно компанию - видно, что людям друг с другом хорошо, но понять их фразы, кодовые словечки и собственные шуточки, сформированные годами общего опыта, никак не выходит.

Пора уже плавно переходить к главному - назвать «Поколение П» хорошей экранизацией, да и просто хорошим фильмом, всё-таки не получается. Но вот что тут стоит отметить - это кино предоставляет кинокритику довольно редкую для отечественного кино возможность. В индустрии, испытывающей огромные проблемы с базовыми понятиями (ладная история, внятный визуальный стиль, общий здравый смысл), «Поколение П» - внятное, уверенное, смешное, атмосферное, хорошо передающее бардачную реальность 90-х, пересыпанное реально удачными выходами людей, прежде работавших на чистой фактуре (великолепный пятиминутный бенефис Олега Тактарова) - подкидывает повод не обращать внимания на технические мелочи и перейти сразу к идеологии. Потому что создатели этого фильма прокалываются именно здесь - но зато сразу по-крупному.    

Всю дорогу создатель «Поколения» Виктор Гинзбург, фигурально выражаясь, смотрит Пелевину в рот - абсолютно всё тут воспроизводится настолько близко к тексту, насколько возможно. И любимые автором многоязычные каламбуры, и длиннющие прогоны о тайном устройстве мира, и многочисленные галлюцинации - всё это в фильме есть. Но никто из создателей фильма, кажется, ни на секунду не задумался о том, что язык Пелевина не очень-то подходит для такого вот буквального воплощения.

В написанном виде из-под его бесконечных игр смыслов и мешанины реальностей, концепций и надерганных отовсюду мифов всегда отчетливо поддувало приятной нестабильной двусмысленностью. Когда Пелевин писал «А», а потом изощренно выворачивал его в «Б», его интересовали вовсе не «А» и «Б» как таковые, а исключительно сам процесс выворачивания. Гинзбург же, избрав политику буквальной трактовки пелевинского текста, остался с чётко сказанным «А» - и, кажется, не заметил, что в отсутствие выворачивания оно звучит довольно-таки глупо.

Возможно, дело здесь вот в чём. Пелевин, рисуя портрет сбрендившей реальности, почитал одинаково абсурдными и её саму, и всяческие попытки запертых в ней людишек пробить её оболочку и постичь её сакральный смысл, пользуясь для этого всяким вздором вроде сушеных мухоморов или купленной в эзотерическом ларьке в переулке спиритической доской. Авторы «Поколения П» пытаются следовать авторской интонации - но при этом отчетливо чувствуется, как сильно, почти до сладостной дрожи им хочется самим пойти пожевать мухоморчиков или задать пару дурацких вопросов Че Геваре. Если вдуматься, это и правда удивительное и редкое умение - оказаться вдруг объектом шутки, сочиненной больше десяти лет назад и вовсе не про тебя.

Вердикт Кочерыжкина - излишне подобострастная экранизация Пелевина  

Внимание, трейлер содержит ненормативную лексику!

Рекомендуем почитать