Режиссер - Эльдар Салаватов
В ролях: Алексей Серебряков, Петр Федоров, Федор Бондарчук, Алексей Горбунов, Даниил Спиваковский, Екатерина Вилкова, Артем Михалков, Анна Михалкова
Продолжительность - 105 мин
Что может быть киногеничней, чем мошенничество? Немногое - конец света, смерть, секс, ещё, быть может, котята; пожалуй, всё. Тем более, когда речь идёт о мошенничестве столь грандиозном, что оно едва не поглотило целую огромную страну. В общем, история компании «МММ» рано или поздно просто обязана была попасть на большой экран. А насколько хорошо художественный фильм «ПираМММида» соответствует этой истории - это уже вопрос из несколько иной области.
Фактура, казалось бы, беспроигрышная - лихие 90-е, страна в хаосе, экономика за гранью коллапса, народ в отчаянии, все дела. Приметы времени, опять же - джинсы, кроссовки, машины, первые мобильные телефоны, старые рубли. Фактура, действительно, порой прёт сквозь «ПираМММиду» довольно мощно - строительство нового капитализма тут разворачивается в основном в обшарпанных совковых интерьерах крошечных квартир, административных кабинетов и некогда величественных дворцов культуры. Это только подстёгивает тот несколько лихорадочный драйв внезапного стремительного обогащения, который «ПираМММиде» удалось поймать и передать довольно точно.
Другое дело, что, будто по примеру другой недавней биографии ещё одного крупного мошенника и неоднозначного деятеля, умудрившегося надуть практически всю страну, «ПираМММида», забираясь в странную и причудливую историю Сергея Пантелеевича Мавроди, в какой-то момент начинает её ласково и незаметно облагораживать и выстраивать под себя. С одной стороны, фильм несколько демонстративно любуется странностями Мавроди - ну, то есть, Мамонтова, как он назван в фильме; любуется, как можно любоваться неизвестным науке животным, странным и возможно опасным, но почему-то таким притягательным. Алексей Серебряков в этой части уверенно отвечает на поставленную задачу - его Мамонтов видится всем сразу - и гением, и чудовищем, и гениальным стратегом, и уязвимым человеком со своими маленькими затыками, и бескомпромиссным стоиком, способным пойти на самые немыслимые жертвы, лишь бы не позволить никому диктовать ему свои условия.
С другой же, когда дело доходит до решительных поворотов истории «МММ», фильм бросается в спасительные объятия выдумки и начинает внезапно лепить из Мамонтова что-то вроде спасителя России, которому в решающий момент пришлось под давлением властей отказаться от всего. Причем для того, чтобы организовать подобный финал, «ПираМММида» не чурается самых низких приёмов - в сплетение драматичных обстоятельств тут без зазрения совести вставляются маленькие девочки и умирающие старички.
А самое смешное, что главнейший вопрос, волнующий абсолютно всех ещё с тех самых времен крушения «МММ» - «Где деньги, Зин?» - «ПираМММида» умудряется с неописуемым изяществом игнорировать. Насколько детально - можно даже сказать, избыточно детально; хотя картина грызни между государственными ведомствами за лакомый кусок денежного пирога тут показана более чем убедительно - в «ПираМММиде» проработаны обстоятельства отказа Мамонтова от «МММ», настолько же абсолютно молчание фильма о судьбе денег вкладчиков.
Спору нет, «ПираМММида» снята бодрее и увлекательнее, чем среднестатистическое отечественное кино. Постановщик Эльдар Салаватов, автор дикого, но симпатичного третьего «Антикиллера», умеет поддать жару и держать ритм. Но его фильм, в довесок ко всему вышеперечисленному, обидным образом не пытается быть чем-то большим, чем просто история одного конкретного предприятия. Казалось бы, история «МММ» - идеальная оболочка для истории России 90-х. Что случилось в стране, в которой люди внезапно массово поверили бесхитростным рекламным роликам? Как возможно было сосуществование немыслимого богатства и немыслимой бедности в одной и той же отдельно взятой территориальной единице? Но «ПираМММида» и не пытается найти для своей истории какой-то более крупный контекст, предпочитая ковыряться в мелких деталях. А когда большая часть этих деталей ещё и выдумана, то что у нас остаётся на выходе? Верно - практически ничего.
Вердикт Кочерыжкина - энергичная биография видного и неоднозначного человека, досадно упустившая все свои шансы на какую-то общую значимость