Накануне, 6 июля, Государственная дума сделала то, что давно хотела — приравняла пиво к алкоголю. Если точно, то алкогольными теперь считаются все напитки крепостью от 0.5 %. То, что к алкоголю автоматически приравнялись квас и кефир — мелочи, считают депутаты. Они обещают составить список продовольственных товаров, которые будут исключением из новых правил.
Обухом по голове
Это практически пивная революция. Отныне пиво и любой другой алкоголь запрещено продавать с 23:00 до 8 утра по местному времени. Кроме того, установлен запрет на продажу алкогольной продукции на остановках городского транспорта, оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах, на автозаправочных станциях, объектах военного назначения, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. В опалу попали и нестационарные торговых точки — ларьки, автолавки, киоски.
Ограничили депутаты и список мест, где пиво можно пить. Штрафные санкции вводятся за распитие во дворах и подъездах, на лестницах и лестничных площадках, в лифтах, на детских площадках, в парках, скверах, городских садах, на берегах прудов, озер, водохранилищ, пляжах и других зонах отдыха.
— В целом поправки верные, считает активный борец с пивом депутат Городского совета Красноярска Александр Глисков. — Хочешь ночью «гулять», сиди дома или иди в бар. Ну и тема дневного распития алкоголя в общественных местах не раскрыта. Нужно либо прямой запрет вводить, либо органам местного самоуправления предоставлять соответствующие полномочия.
Муниципалитетам же полномочия до сих пор не дали. Красноярский Горсовет до сих пор бодается сам с собой по вопросу — можно ли запретить распитие пива на улице или нет.
Бизнес-стори
Если запрет на распитие пива во дворах и в подъездах большинством любящих тишину и чистоту жителей воспринимается спокойно, то как быть с запретом распития пива на водоемах? Иван Алексеев, арендующий часть прибрежной территории на озере Большое, от принятых правил не восторге.
— Я все понимаю, с пьянством и пивным засильем нужно бороться, но только не такими методами, — говорит он. — Получается, что при желании заработать или выполнить план любой сотрудник полиции может приехать ко мне на берег или на берег того же озера Белё и начать выполнять закон? Бред какой-то. Люди отдыхают, пьют пиво, мы каждый день убираем и вывозим мусор. А если я сижу в лодке, рыбачу и пиво пью — полицейский за мной поплывет? Или будет ждать на берегу?
Пока представить картину, когда отдыхающих на озерах будут штрафовать за распитие пива, Алексеев не может.
Удар новыми правилами по любителям пива совмещен и с ударом по пивным продавцам. По оценке Николая Ханченя, координатора всероссийского движения «За честный рынок», доля пива в обороте торговых киосков составляет от 25% до 50% в зависимости от расположения. При потере такого процента оборота бизнес становится нерентабельным и бессмысленным.
— Спасибо хочу сказать за то, что Государственная дума все-таки не стала принимать в рамках закона запрет на использование полиэтиленовой тары для розлива пива, — иронизирует Василий Сумин, один из учредителей сети павильонов разливного пива «Пивная бухта». — Иначе всему бизнесу пришла бы крышка. Остальные нововведения никак не скажутся на моем деле. Единственное — мы работали с пятницы по воскресенье до полуночи, теперь придется закрываться на час раньше.
Хотя Сумин оговорился, что, возможно, новые инициативы депутатов даже увеличат ему продажи: находящиеся рядом ларьки и киоски без пива вряд ли останутся привлекательными для местных жителей.
Любопытно, что запрет на продажу алкоголя и пива (также от 0,5%) в любых магазинах в ночное время с 23:00 до 8 утра пока никак не беспокоит крупных ритейлеров. В супермаркетах признают — выручка станет меньше, но падение существенным никак не назовешь. По оценкам пивоваров, на ночное время приходится только лишь 1% продаж всего пива. То же и с крепким алкоголем, который в некоторых регионах страны уже не продается ночью.
Впрочем, и для общества, и для бизнеса тема пива была и остается спорной. Одним нравится, другим — нет, одним новые рамки выгодны, других — ведут к разорению. Ясно одно — жить и пить придется теперь по новым правилам.
Фото Александра Паниотова