Главная
>
Статьи
>
Ярмарочные песни

Ярмарочные песни

08.11.2011
8

Со 2 по 6 ноября в Красноярске прошла Красноярская ярмарка книжной культуры, замечательное мероприятие, вот уже в пятый раз мужественно и самоотверженно проводимое Фондом Михаила Прохорова. По сложившейся традиции, в рамках ярмарки функционировала и совершенно самостоятельная музыкальная программа — и о ней-то мы сейчас и поговорим.

К сожалению, посетить абсолютно все музыкальные мероприятия КРЯККа не удалось — и их было слишком много, и времени свободного слишком мало. Но небольшой отчёт о том, что посмотреть таки удалось, сделать вполне получится. Итак, приступим.

04.11.2011, 19:00, Малый зал филармонии — Тарасов Соло, Тарасов Трио

Владимир ТарасовВладимир Тарасов, джазовый ударник из Литвы, был, возможно, самым главным трудоголиком этой книжной ярмарки. За эти шесть дней со 2-го по 6-е он инициировал и принял участие в немыслимом количестве проектов. В Театре оперы и балета дали два представления озвученного им «Потопа», на самой ярмарке состоялся музыкально-поэтический перформанс с его участием, на Музейной ночи он числился участником, автором и соавтором сразу трёх, если не ошибаюсь, разных проектов. А в Малом зале Красноярской филармонии Тарасов успел дать большой сольный концерт, причем в двух отделениях — в первом он выступал сольно, а во втором к нему присоединилось довольно спонтанно сложившееся джазовое трио саксофониста Алексея Круглова и сразу двух, что весьма неожиданно, контрабасистов — Евгениуса Конявичуса и Владимира Волкова.

В своём сольном выступлении Тарасов убедительно отвечал на вполне закономерный вопрос о том, как это можно слушать целое отделение игру одного-единственного барабанщика. Оказывается, вполне можно — особенно если арсенал этого барабанщика не ограничивается простой ударной установкой. Собственно, все лучшие моменты выступления Тарасова случались тогда, когда он оставлял установку в покое и брался за другие инструменты — например, за гонг, или прочие звенелки и гремелки, точного названия которым, подозреваю, кроме самого Тарасова не знает никто. Тогда в его странной, разреженной музыке просматривался какой-то, простите, космос. Хотя в этом космосе не всем было уютно — трио немолодых барышень, сидевших передо мной, в какой-то момент накрыло неконтролируемым приступом беззвучного хохота, который не отпускал их примерно четверть часа кряду. Не все ещё у нас готовы ко встрече с прекрасным, грустно подумалось в этот момент Штирлицу.

В начале второго отделения Тарасов честно признался: всё, что последует дальше, будет чистой импровизацией, и никто из участников выступления сам толком не знает, что сейчас произойдёт. Действительно, музыка, которую Тарасов и трио сплетали вместе, отличалась заметной непредсказуемостью нрава — складывалось ощущение, что музыка будто бесконечно собирает и разбирает сама себя у нас на глазах. Музыканты нащупывали темы, оформляли их, бросали, уходили в чистый нойз, снова нащупывали новые темы. Временами прорезался вдруг четкий, достойный лучших хип-хоповых сэмплов грув, временами начиналась звуковая мистерия в духе чуть ли не Coil. Алексей Круглов выдавал резкие, отрывистые звуковые формы, Владимир Волков приплясывал и подпрыгивал вокруг своего контрабаса и танцевал с ним в обнимку — в общем, любой, кто по-прежнему находился под властью стереотипа о том, что импровизационный джаз — скучная и сухая музыка, мог бы смело расстаться на этом концерте со своими предубеждениями.

04.11.2011, 21:00, ресторан Bonaparte — Milky Toad (DJ Set), Race To Space

Milky ToadВечер 4 ноября продолжился в неожиданном месте — в ресторане Bonaparte, где фестиваль «Темные лошадки» (чья сибирская версия воплощалась на пятом КРЯККе) проводил, как выразился организатор фестиваля Денис Бояринов, «пре-пати» под условным названием «Через пение к звездам». Омский электронщик Андрей Митрошин, выступающий под псевдонимом Milky Toad, сыграл ди-джейский сет, составленный в основном из композиций, до боли родных каждому, чьё отрочество пришлось на конец 90-х тире начало нулевых (вроде «Intergalactic» Beastie Boys или группы The Prodigy). Вышедшая за ним московская группа Race To Space (два гитариста, два клавишника, басист, девушка на вокале) дала рафинированной электрической поп-музыки — статной, мелодичной, профессиональной и довольно безжизненной; впрочем, пить под неё белое вино в неплохом ресторане было вполне уместно.

После концерта вокалистка группы с чудесным именем Мириам Сехон устроила для гостей мероприятия собственный не столько ди-джей сет, сколько такое выступление в формате «Радио Чё» — включение своих любимых песен. Это, наконец, расшевелило публику всерьёз — звучали «Let’s Dance» Боуи, «Lust for Life» Игги Попа, «Common People» Pulp, «Close to Me» The Cure и прочие удивительные песни на века. Уходили мы и вовсе под «Easy» в исполнении Faith No More — вряд ли возможна более уместная финальная нота для приятного необременительного вечера.

05.11.2011, 20:00, Красноярский музейный комплекс — «Темные лошадки» в гостях у Достоевского

Самая большая музыкальная программа состоялась в рамках Музейной ночи в Красноярском музейном комплексе. Тут работали сразу две концертные площадки — одна в кинолекционном зале, где как раз в полную силу заработала сибирская версия фестиваля «Темные лошадки», а вторая в то же самое время наверху, на полиэкране. Не будем, пожалуй, предаваться упадочным размышлениям о том, зачем в рамках шестидневного фестиваля делать две равно интересных музыкальных программы в одно и то же время, а быстро перескажем основные пункты происходившего.

Открывали «Лошадок» красноярские ребята из коллектива All Flesh Is Grass, отрекомендованные организаторами как интеллектуальный хип-хоп. В теории их сочетание ершистого постиндустриального звукоряда и новой городской поэзии на русском (да, цитируем пресс-релиз) выглядело многообещающе, но на практике звуку немного недоставало мощности — подобное звучание, по идее, должно накрывать непробиваемой бетонной плитой и отзываться глубоко в грудине, чего совсем не происходило. Ну, и когда исполнитель интеллектуального хип-хопа выходит к микрофону с тетрадочкой в руках, это всё же не совсем комильфо — уж если сам автор не в состоянии запомнить собственные тексты, то как это получится у кого-либо ещё?

Пёс и группаЛюбимые «Пёс и группа», вышедшие следом, действительно раз от разу всё крепчают. В Красноярске они уже третий раз, и каждый новый концерт по традиции всё убедительнее — драйв, нерв и громкость «Псу» ужасно идут, и в концерте они звучали здорово. С изменениями звука меняются и песни — скажем, невыспавшийся вальсок «Утренние собаки нежны» превратился в ломаный рок-боевик с отличным саксофоном, а «Ты будешь гореть в раю» с каждым разом звучит всё жарче и звонче.

Но ещё более разительные перемены произошли с группой «Лемондэй» — мало того, что они обзавелись ударником, так ещё и перешли от расхристанного девичьего прото-панка для акустики и одного синтезатора к холодному синтетическому величественному звучанию, которому и названия-то не подобрать. Причем это новое звучание оказалось таким мощным, что старый панковский задор с ним как-то не вяжется. Ранее беспроигрышные «Животные» в электричестве вдруг меркнут рядом с переделанным в разогнанную синтетику на два голоса «Калигулой» или невероятно величественной версией «Балета» коллег по «Псу и группе», на которой возникало ощущение, что мы оказались в каком-то андеграундном клубе Берлина начала 80-х. После такого выступления следить за дальнейшей творческой судьбой «Лемондэй» будет в разы интереснее.

Новосибирский коллектив FPRF трагически прошёл абсолютно мимо меня, зато Гале Чикис и её группе Chikiss удалось уделить максимум внимания. Группа оказалось интересно лавирующей между разливистыми поп-песнями Гали под фортепиано и прочими звуковыми материями — самое интересное начиналось тогда, когда песни начинали мутировать и меняться на полдороги. Вот, скажем, песня «Кино» в середине буквально взяла и превратилась в такой стремительный диско-рок в духе LCD Soundsystem, а «Весенняя» на ходу превращалась из размеренной элегии с соответствующим настроением в широкоэкранный пост-рок, и обратно. Под занавес Галя, страшно удивленная тем, что публика принялась буквально требовать «Девушку с Земли», исполнила её сольно. Было очень красиво.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать