Фамилия Лукьяненко на обложке книги – наверное, одна из немногих вещей, которая сейчас может привлечь внимание к новинкам с полки отечественной фантастики. Эта леди со времен последней вменяемой книги Ника Перумова не баловала нас действительно интересными произведениями, да и насчет Лукьяненко любопытствуешь, скорее, по очень старой памяти. Название тоже внушает интерес, но уже какой-то жиденький: если первые «Дозоры» оказали на российскую публику прямо-таки феерический эффект, то каждый последующий воспринимался все более сдержанно, а последний «Последний» и вовсе, казалось, вбил гвоздь в крышку гроба Антона Городецкого. Автор, который некогда создал симпатичный и колоритный волшебный мир, кажется, делал все для того, чтобы превратить его в готовую оболочку для компьютерной игры. Однако примитивная аннотация к «Новому дозору» резко уменьшает желание его открывать: «Ночной Дозор, Дневной, Сумеречный и, наконец, Последний. Все? Существует ли конец Пути? Нет! Читайте «Новый Дозор»!».
Удивительно, но оказывается, что это действительно не всё – «Новый дозор» вполне читаем и даже симпатичен, хотя и немного отстал от времени, как недавний блокбастер про «людей в черном». Это отставание сам автор сознает очень хорошо, и потому щедрыми горстями рассыпает по книге приметы нынешнего дня. Темные и светлые волшебники у него осваивают «макбуки», дивятся тому, что некогда можно было вести переписку в бумажном журнале, а не в «живом», позволяют себе реплики вроде «поэты такие поэты» и смешки над коллегами, не разбирающимися в Ipad’ах. Бессменный Городецкий отмечает, что стало намного легче объяснять проходящим инициацию детям, кто такие волшебники, потому что все они смотрели и читали «Гарри Поттера» (кстати, сагу про британского волшебника Роулинг написала по специальному заказу английских Иных, сообщается в книге).
Изящно взращивает писатель свою концептуативную идею мира, в котором бок о бок существуют люди и Иные: история человечества приобретает симпатичную альтернативную трактовку, в которой Октябрьская революция – это масштабный эксперимент Светлых по построению идеального альтруистического общества, а всемирный конгресс ведьм распадается в годы «холодной войны» по идеологическому признаку – не желают выходцы из Союза сидеть за одним столом с представителями прогнившего Запада. В отличие от новомодных построителей миров вроде Дмитрия Глуховского, Лукьяненко все-таки писатель, и у него хватает художественного чутья для того, чтобы равномерно распределить эти забавные детали по всей поверхности произведения, не лепя все в комок разносортных фантазий. В промежутках между сверхъестественным читателю предлагаются уже привычные для автора лирические отступления, неожиданно, однако, патриотического толка – о судьбах России и участи эмигрантов, о боге.
Говорить о сюжете отдельно особой необходимости нет, поскольку его наличие вкупе с оригинальностью и последовательностью – уже само по себе хороший показатель для фантастического произведения. «Новый дозор» во многом симптоматичен для творчества Лукьяненко, который всегда славился умением запустить яркую идею и потом, уже поблекшую, на холостом ходу довести до финала. Вряд ли эта книга заставит повзрослевших фанатов лезть на шифоньер за первой книгой серии (а юных - в тумбочку за фонариком), но приятные часы прочтения точно доставит.