Дорогие друзья!
Прочитав новый экшн-фэнтези-детектив Сергея Лукьяненко, со всей прямотой заявляю: солнце – желтое. Соевый соус – вкусный. «Последний дозор» такой же «последний», как «рыбный надзор» – «рыбный».
Если вы сейчас удивились, потому что не знаете ничего про Сергея Лукьяненко. Или про Тимура Бекмамбетова. Или про свеженькое, только что из печурки, продолжение истории Антона Городецкого, Злого Завулона Из Дозора Дневного и пр. др., рассказываю.
Сергей Лукьяненко написал продолжение своих знаменитых, завершенных, гармоничных дозоров. «Зачем же он это сделал?» – спросите вы. «Бабло!» – отвечу я. Впрочем, послушаем самого Сергея Лукьяненко.
- Что побудило вас написать "Последний дозор", какие мотивы вами двигали? Это своеобразное извинение перед вашими читателями, которым не понравилась экранизация?
- Там есть, конечно, такие очень шутливые мотивы – то Семен вдруг рассказывает Антону. Говорит, сон мне приснился такой странный, будто я по дороге еду, навстречу Завулон идет. И я руль кручу, пытаюсь его раздавить, а он заклинание выкрикнул, машина перевернулась, и поехала дальше. То Егор встречается выросший, говорит Антону – слушай, мне как-то на днях приснился такой сон странный, будто я на самом деле твой сын, и взял, тебе назло, пошел к темному, в «Дневной дозор». Антон думает на эту тему, говорит – ну и что, может быть, какая-то параллельная реальность существует, и оттуда прорываются какие-то сигналы. Ну, это не главный был момент, я немножко вот так пошутил, проведя параллели. Большей части читателей они, по-моему, показались забавными. На самом деле мне не хотелось рассказывать дальше эту историю, потому что в «Сумеречном дозоре» оставлено было сознательно несколько таких крючков, и на один из этих крючков меня читатели цепляли практически каждый день, приходило письмо, и кто-нибудь да спрашивал – скажите, что же все-таки там такое, на пятом слое сумрака? Потому что там герои явно что-то знали про это, это было очень интересно. Но вот здесь я все тайны сумрака раскрыл полностью, рассказал, что там на пятом, на шестом, и даже на седьмом. То есть, весь сумрак был вскрыт. «Последний дозор» сделан, чтобы расставить какие-то точки над "и", раскрыть какие-то оставшиеся тайны.
Вскрывая тему сумрака, лукавый Лукьяненко фарширует книгу крючками и зацепками, коварно забрасывает удочки и организует залежи перспективных живых (!) персонажей, с которыми можно работать еще гонораров двадцать. Честнее было бы сразу, в предисловии к «ПД», написать: «Ребята, я вам тут маленько расскажу про сумрак, а заодно съем ваш мозг. Вы не стесняйтесь, пишите мне, если вам что непонятно. У меня как раз новый бизнес-план на семь гаррипоттеров вперед составлен». А мы бы обрадовались и ждали каждый новый дозор как Ролинг Небесную.
Так что я нисколько не удивлюсь, если через пару-тройку модных сезонов встречу в овощном магазине «Первый Дозор». Или «Музыкальный Дозор». Или «Параллельный Дозор». Или «Куриный Дозор». Ну и, конечно, большой дозор для толстых и дозор на батарейках для ленивых.
Обнадежив и обрадовав фанатов Сергея Лукьяненко, обратимся ж, наконец, к телу «Последнего дозора». Оно симпатичное, рыхловатое и в возрасте.
Симпатичное, потому что умения писать легко и интересно у Лукьяненко не отнимешь (к сожалению, бва-ха-ха).
Рыхловатое, потому что зацепок и зачинов кроме «а что там, на пятом уровне сумрака», у писателя не было. Сотворить увлекательное чтиво из воздуха, вытянуть вполне себе завершенные сюжетные линии и убедить читателя, что все идет как надо, задача не из легких.
В возрасте, потому что на этот раз Антон Городецкий и сотоварищи спасают мир… внимание… от древних чар… внимание… волшебника Мерлина! Того самого симпатичного старикана с бородой и посохом из диснеевского мультфильма, ага.
А помогает Антону Городецкому и сотоварищам знаете кто? Томас Лермонт, знаменитый мифический шотландский прорицатель-стихоплет, предок М. Ю. Лермонтова.
– Руна Мерлина – это всего лишь ключ. Она хранилась в могиле Мерлина, в двадцати двух милях от… от того места, которое считают могилой Томаса-Рифмача. Разумеется, самого Мерлина в могиле нет, но кое-что от великого мага там хранилось. Можете счесть меня сентиментальным, но я часто навещал свою могилу. А вот на могилу Мерлина ходить не любил. Полагался на защитные заклинания. И зря. Могила разорена…
И знаете, что удивительно? Это вот симпатичное рыхловатое тело в возрасте продается на ура! Потому что оно – успешный коммерческий проект. Потому что мастерство и писательский опыт, а также читательская тяга к любимым героям делают свое дело.
И когда в овощном магазине я увижу какой-нибудь «Мясной Дозор» с портретом Валерия Золотухина на обложке, то обязательно куплю его. И прочитаю за ночь. Потому что слабачка.
Анна Андерсен
• ул. Телевизорная, 1. Торговый квартал на Свободном. тел.