В ролях: Константин Хабенский, Мария Порошина, Галина Тюнина, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий, Жанна Фриске, Алексей Чадов, Валерий Золотухин
Ну-с, первый фильм года, яви нам своё личико!
«Умытурман» на финальных титрах нет. Вздох облегчения – уже плюс. Сумрак прорисован куда более вменяемо. Это тоже плюс. Титры просто отличные, как в начале, так и в конце. Еще один плюс. И вообще в этот раз всё как-то ровнее, спокойнее. Если «Ночной дозор» был этаким мальчишкой-подростком, нервным, дёрганым и не способным четко определиться со своими желаниями и возможностями, то «Дневной дозор» больше похож на выпускника университета, еще не совсем избавившегося от юношеских закидонов, но уже куда более уверенного в себе и своих силах. Взрослеем, что ли?
Нет, некоторые вещи всё же остаются неизменными – фильм местами затянут, местами чрезмерно мелодраматичен, актеры периодически дают фальши (Мария Порошина в душе), да и физиономия Антона Городецкого всё так же не особенно приятна. Но в целом всё складывается в куда более внятную картинку, нежели в прошлый раз. Помнится, во время выпуска прошлого фильма продюсер Константин Эрнст заикался о том, что весь материал обоих фильмов был отснят одним махом, а потом волевым движением поделен на две половины, а-ля «Убить Билла». Если это так и есть (во что верится с трудом – не могли они без дополнительных съемок обойтись, никак не могли), то «Дневному дозору» достались, пожалуй, самые сливки из того, что натворили Бекмамбетов и компания. Весь отчаянный и хаотичный выпендреж остался в первой половине – в «Дневном дозоре» нет и следа того истеричного упоения собственными возможностями, что так портил его ночного собрата. Создатели фильма уже не скачут к зрителю с радостными воплями «Смотрите, смотрите, какую мы зашибатую штуку нарисовали, непонятно, правда, что это, но клёво же, клёво, правда?!». Спецэффектов в фильме, конечно, полно, едва ли не в два раза больше, чем в «Ночном дозоре», но все они выполнены как-то весомее, значительнее, что ли. Выпукло и сочно. На уровне.
Но дело, как водится, совсем не в этом. Не в том, что «Дневной дозор» смотрится не только на уровне со многими штатовскими блокбастерами с крупномасштабными спецэффектами, но и даже лучше некоторых. А в том, что это «на уровне» всё равно насажено на такой материал, который мог быть придуман только в одной стране на этой планете. «Дневной дозор» – специфически русский продукт, фильм свой в доску, местами до боли.
И речь в данном случае не совсем о том, что в фильмах ни одной другой стороны мы никогда не увидим главного злодея, размахивающего троллейбусным проводом, и даже не об узнаваемых реалиях повседневной жизни – «Черный бумер» из ларьков у метро, съезжающиеся темные без регистрации и все такое прочее. Речь о том, что фильм под завязку напичкан архетипами прямиком из российского и советского даже коллективного бессознательного. Главный герой – этакий спивающийся бюджетник, который, по меткому определению группы «НОМ», горбатится за одну зарплату, как папа Карло. Главный светлый маг Гессер – воплощение всех правильных милицейских начальников, «мы не отдадим своего сотрудника» и все дела. Иные – этакие несознательные элементы, что хорошей жизни захотели, и ее получили, разумеется, за счет нетрудовых доходов. Да что там, даже церемония инициации великого темного обставлена в виде банальной масштабной пьянки с цыганами, караоке и тамадой (вот, я всегда подозревал, что тамада это зло!). Так что в каком-то смысле «Дневной дозор» – это больше, чем просто фильм. Бесполезно равнять его на «Кинг-Конгов» и «Матриц» – этим пускай занимаются за бугром, благо интерес имеется. Им там, конечно, захочется поглядеть на «русский блокбастер», и они поглядят, и будут вполне довольны тем, что увидят, поскольку это всё же весьма качественное и вменяемое развлекательное кино. Здесь же «Дневной дозор» – это скорее что-то вроде групповой терапии в масштабах страны. И тебя вылечат, и меня вылечат, и всех тех, кто в кассах очереди устраивают, тоже. Просто смотри и помни – это твоя родина, сынок.
Серж Кочерыжкин