>
>
>
Заводские проходимцы

Заводские проходимцы

30.10.2012
93
«Дивногорский завод низковольтных автоматов»
Кадр: телекомпания «Енисей-регион»

«Дивногорский завод низковольтных автоматов» может прекратить свою деятельность. Получив миллионные суммы государственной поддержки, менеджмент предприятия так и не смог (или даже и не собирался?) наладить производство и выбраться из долгов. Сейчас руководство завода, по неофициальной информации, скрывается в Москве и не выходит на контакт ни с сотрудниками, ни с властями Дивногорска, ни с членами правительства края.

В набат забил мэр Дивногорска Егор Оль, когда-то сам возглавлявший ДЗНВА, рискующий сейчас обанкротиться. Получить на рынке труда небольшого города сразу 700 безработных — такого не пожелаешь даже злейшему врагу. Именно столько человек может быть сокращено в связи с закрытием предприятия.

Егор Оль
Источник: divnogorsk-adm.ru

«Четыре года мучений с этим заводом. Самое плохое, что простые люди, сотрудники мучаются. Для местной власти это величайшая проблема», — говорит Оль. В 2002 году он сам был директором готового обанкротиться ДЗНВА. Тогда к 2006 году ситуацию вроде бы выправили, расплатились с долгами. Нужна была хорошая программа модернизации. О которой вроде и говорили новые собственники. Но сейчас, в 2012 году, похоже, пути назад уже нет.

На данный момент на предприятии (а это сразу два юридических лица — ООО «ДЗНВА» и ОАО «ДЗНВА», одно, как принято, для навешивания долгов, а второе поприличнее, для аккумулирования денег) работают 702 человека. Общая кредиторская задолженность — около 700 млн рублей, причем четверть этой суммы уже просрочена. Стоимость же самого предприятия, так называемые активы, оценивается примерно в 200 млн.

Главную проблему Оль видит в незаинтересованности собственников и потому неэффективном менеджменте. «Мы их тут видели реже губернатора. Они приезжали на завод как на праздник», — эмоционально рассказывает глава города. Очередная смена собственников и менеджмента поможет вряд ли, опасается мэр.

На пути к краху

Сводки новостей за 2009 год похожи на рапорты времен существования Союза. В сложный кризисный период власти решили оказать господдержку крупным региональным предприятиям. Первым её получателем среди машиностроительных предприятий региона стал как раз ДЗНВА.

В ответ руководители завода давали клятвенные обещания — работу наладим, долги погасим, нужные объемы выдадим. Только вот искренне ли они это говорили? Сейчас можно прийти к выводу, что нет.

Андрей Лопатин
Кадр: телекомпания «Енисей-регион»

Вопросы к руководству ДЗНВА последнее время были постоянно. Вот простой пример — получив в 2009 году государственную поддержку, в году следующем завод схлопотал иск от одного из банков о признании предприятия банкротом. Причиной стал долг перед финансовой организацией в размере 17 млн рублей.

Какие песни тогда пели руководители завода своим кредиторам и краевому правительству, знают лишь сами участники этих концертов. Так или иначе, тогда банкротом машиностроителей не признали. Пронесло.

Спустя шесть месяцев после этого менеджеры заявили — дела пошли на лад. Генеральный директор предприятия Андрей Лопатин обещал утроить объемы производства: до миллиарда рублей. «С начала действия программы мы получили господдержку на сумму 60 млн рублей, перед этим на предприятии были большие проблемы. Сейчас завод работает стабильно», — заверял Лопатин.

Видимость приличной организации завод сохранял весь 2011 год. Власти помогали не только деньгами, но и в поиске рынков сбыта продукции. Тогда в июле предприятие посетил даже губернатор края Лев Кузнецов. Его встретили довольные сотрудники (им, наконец, погасили долги по зарплате) и не менее довольное руководство. Главе края рассказывали о больших перспективах, просили помочь с заказами. «Фишкой» в докладе менеджеров был тот факт, что продукцию ДЗНВА взяли даже для функционирования адронного коллайдера. Тогда эта тема была очень популярной. Единственное, о чем не упоминали докладчики, что поставки на коллайдер случились еще при прежнем руководстве.

Но делать хорошую мину при плохой игре дальше не получилось. В году нынешнем проблемы начали сыпаться на дивногорское предприятие как из рога изобилия. В июне ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в суд с заявлением о введении процедуры банкротства в отношении завода. Позже оказалось, что энергетики — не единственные, кого «кинули» на деньги. Среди кредиторов оказались и банки. В прошлом месяце суд арестовал имущество ДЗНВА за долг перед банком в 125 млн руб. При аресте судебные приставы попросту не обнаружили нужного количества залогового имущества: недостача составила почти 25 млн.

Причем общая задолженность перед всеми кредиторами — а это не только банки, но и поставщики, энергетики, бюджет, в разы выше и колеблется в районе суммы в 700 млн руб.

Есть у ДЗНВА и интересные долги: выданные заводом поручительства по чьим-то кредитам более чем на 1,5 млрд рублей. То есть в 8 раз больше, чем вся стоимость Дивногорского завода. 120 миллионов из них тоже просрочены.

За кого же именно брался поручаться ДЗНВА, сам едва державшийся на плаву? На вопрос, наверное, мог бы ответить председатель совета директоров Илья Гордюшев. Однако он в Красноярском крае появляться перестал.

Одно из предположений — Гордюшев мог использовать ДЗНВА при совершении сложных финансовых операций, причем их целью вряд ли было благополучие предприятия.

Бегство

Грамотный менеджмент тем и отличается от жуликов, что старается решать самые сложные проблемы открыто и в диалоге со всеми заинтересованными сторонами. Руководство дивногорского завода, может, и читало книжки западных учителей-управленцев, но жить решило по-другому. По нашей информации, правительство края они поставили перед фактом — мол, у предприятия долги, расплатиться не можем, поэтому будем признавать себя банкротом. Дадите еще господдержку — протянем еще с полгода, а там по-тихому всех уволим. Нет — 700 человек с чистой совестью отправляем на улицу прямо завтра.

Илья Гордюшев
Кадр: телекомпания «Енисей-регион»

Именно сегодня собственники и директор должны были объявить сотрудникам завода о цивилизованной форме предстоящего банкротства: да, есть долги, будем выходить из ситуации, рассчитываться с кредиторами, но в первую очередь с коллективом.

Однако на данный момент, по неофициальной информации, два руководителя-машиностроителя — гендиректор Андрей Лопатин и председатель совета директоров Илья Гордюшев скрылись в Москве. На контакт ни с кем не идут. И что замышляют после своего заявления о банкротстве, не ясно. Попытка связаться с Андреем Лопатиным успехом не увенчалась. На мобильный он так и не ответил. Недоступен для комментариев оказался и пиарщик ДЗНВА Василий Дамов.

Заместитель министра промышленности и энергетики края Александр Климин в ответ на вопрос, что смогут предпринять власти, заявил, что это самый главный и самый сложный вопрос. «Это частное предприятие. Раньше они вообще не допускали краевые власти в свою вотчину, — рассказал он. — Когда у них начались проблемы, они начали давать нам хоть какую-то информацию. — Самое главное сейчас — помочь людям».

По словам Климина, к катастрофической ситуации привело то, что управленцы ДЗНВА долго скрывали реальное положение дел. «Когда мы совершали рабочие поездки, нам говорили, что заказов масса и есть лишь мелкие проблемы. Руководство признавало, что есть нехватка оборотных средств, но это их прямая обязанность заботиться о том, чтобы деньги были. Мы до последнего момента были уверены, что на заводе стабильная ситуация, у него есть перспективы, продукция пользуется спросом на рынке...».

Так или иначе, сейчас план действий прост — дождаться, когда менеджмент предприятия выйдет на контакт и попытаться без социальных взрывов решить вопрос с минимальными потерями. В первую очередь для теперь уже бывших сотрудников ДЗНВА.

Интересное совпадение: имя Ильи Гордюшева, тоже в должности председателя совета директоров, недавно всплыло в очень похожей истории в Приморье. Тоже маленький город — Дальнереченск. Тоже градообразующее предприятие. Те же обещания наладить, расширить, развить. Те же просьбы о господдержке. И собственник в обоих случаях один и тот же — связанная с Гордюшевым финансовая корпорация.

Рекомендуем почитать