Физиономия гражданина по имени Эрик Бана гордо украшает собой афиши международных премьер уже примерно десять лет — при этом до сих пор с уверенностью ответить на вопрос типа «А кто же такой этот Эрик Бана?» не всегда получается.
Загвоздка отчасти в том, что этот австралиец, начавший свою карьеру развлекателя публики с бесконечных шуточек для посетителей бара, в котором он трудился барменом, всячески избегает клишированных ролей. Комик по призванию и стопроцентный пацифист в душе, он идёт сниматься в боевиках и мелодрамах; заявив о себе в военной драме, он берётся за роль в блокбастере по комиксу, а после блокбастера уходит в независимые драмы. В общем, Эрика Бану действительно не так-то просто поймать за хвост и понять, кто он такой. Давайте посмотрим на несколько важных фильмов его творческого пути.
Чоппер
Фильм, благодаря которому имя Эрика Баны впервые зазвучало на международном уровне — портрет знаменитого австралийского заключенного Марка Рида по прозвищу «Чоппер», который умудрился из-за решётки превратить свою отсидку в первоклассный аттракцион на потеху всего честного народа, сочинив аж девять разудалых книжек о своих лихих криминальных похождениях. Фильм дебютанта Эндрю Доминика (позже сделавшего «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и «Ограбление казино») был одновременно брутальным, поэтичным и ужасно ироничным, и Бана умудрился соблюсти этот сложнейший баланс и в своём исполнении титульной роли.
Халк
Первая киношная попытка одолеть зеленого гиганта из комиксов «Марвел», считавшаяся полным провалом до тех пор, пока новый режиссер с новой командой актёров не попробовал то же самое и не сделал ещё хуже. Первая — и пока, кажется, последняя — главная роль Баны в настоящем блокбастере со спецэффектами — правда, в версии режиссера Энга Ли блокбастер со спецэффектами был больше похож на греческую трагедию о роковых взаимоотношениях отца и сына. На требования режиссера Бана отзывался довольно чутко — в его исполнении роли доктора Бэннера, превращавшегося в порывах сильных эмоций в гигантского зеленого монстра, была довольно интересная смесь грусти и ярости, благодаря которой даже те критики, что ругали «Халка» особенно злобно, не могли не отметить работу актёра.
Мюнхен
От блокбастера по комиксам — к фильму Стивена Спилберга; неплохая, в принципе, траектория. В этой исторической драме Бане досталась довольно сложная роль — он играл агента Моссада, возглавлящего операцию возмездия ответственным за теракт против израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. Как и в случае с «Халком», к режиссерской трактовке событий возникали разного рода вопросы, но вот к игре актёра претензий не было никаких.
Жена путешественника во времени
Титульный путешественник во времени — это как раз Бана; он играл персонажа, постоянно перемещающегося во времени взад и вперёд. На таком фантастическом материале режиссер Роберт Швентке почему-то решил сделать чистосердечную мелодраму со слезами на глазах — и Бана, не моргнув глазом, вписался и в неё.
Звездный путь
А здесь обычно довольно положительный Бана сыграл роль настоящего космического злодея. За гримом и татуировками актёра было практически не узнать, но знакомая по другим фильмам с его участием энергетика всё же чувствовалась и сквозь сложный грим.