Два с половиной года назад, когда я заканчивала медуниверситет, нас, выпускников, попросили заполнить анкеты, в которых, помимо прочего, содержался вопрос: «На каких условиях вы бы согласились переехать работать в сельскую местность?». Тут уж я и мои коллеги дали волю фантазии — кто-то просил огромную зарплату, кто-то — хорошее жилье, кто-то — крупную сумму денег в качестве подъемных, кто-то — все сразу. А некоторые — ничего не просили, потому что их и так связывали обязательства с родным населенным пунктом, поэтому возвращаться все равно пришлось бы (хотя, как правило, не очень хотелось).
Как бы то ни было, с момента моего предыдущего рассуждения на тему провинциальной медицины (тогда мыслей появилось так много, что их даже пришлось разделить — часть 1, часть 2 и часть 3) прошло время. Правительство страны смирилось с фактом острого кадрового дефицита в медицинской сфере и вышло к врачебному сообществу с предложением. Денежным. Федеральный проект «Земской доктор», принятый как раз примерно два года назад, подразумевает выделение врачам до 35 лет, решившимся переехать в сельскую местность, одного миллиона рублей. Контракт с лечебным учреждением при этом должен быть заключен не менее чем на 5 лет. За один только 2011 год (первый в реализации проекта), миллионерами стали 2,5 тысяч врачей в России... А вот информации о том, что подобные условия распространяются и на Красноярский край, вы не найдете нигде — ни на сайте министерства здравоохранения, ни на сайте КрасГМУ, ни в новостных лентах.
Как так? Почему?.. Вероятно, дело в каких-то неочевидных подводных камнях. Быть может, проект до нас еще не «докатился» (хотя в Иркутской области, Бурятии и на Дальнем Востоке он уже действует вовсю)... И это при том, что финансирование «Земского доктора» осуществляется частично из федерального бюджета, а частично из бюджета региона (читайте ФЗ от 16 ноября 2012 года «О внесении изменений в федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании“», статью 51, часть 12.2). Не думаю, что денег у фондов ОМС в Оренбургской или Томской областях значительно больше, чем у нас...
Мнение у чиновников по поводу «Земского доктора», кстати говоря, не такое уж однозначное — присутствуют рассуждения в стиле: «Миллион — слишком много для покупки жилья в сельской местности. Врачи будут покупать на эти деньги жилье в крупных городах и через 5 лет уезжать туда». Попытка ухватить врача-прохиндея за руку кажется очень трогательной: еще им, хитрецам, миллионы выделять. Нет уж, пускай за такие деньги обязуются до пенсии на селе работать. И детей в медицину отдать (можно еще для надежности паспорта у врачей отбирать).
...В то время, пока наш край раскачивается с вступлением в проект, другие регионы уже просят продлить его еще на 2 года. А кое-где, например, в Брянске, рассматривают возможность выплаты миллиона врачам, переехавшим в этот город. Я думаю, идею в скором будущем могут поддержать и другие крупные населенные пункты.
Чувствуете, куда я клоню? При желании — можно и не ждать, пока Красноярск начнет предлагать своим врачам уехать на село за миллион. Просто собрать вещи и переехать в другой регион (причем не обязательно в глухую провинцию), купить там жилье и начать работать. Неплохой вариант, к примеру, для молодой семьи из двух врачей, не имеющей собственного жилья и снимающей квартиру в Красноярске. Не патриотично? Се ля ви. В частной клинике работать или, скажем, медицинским представителем, тоже не очень «народно» получается.
А вы бы уехали работать в село за миллион?
Ольга Дарсавелидзе