Продолжим наш разговор о проблемах медицины в районах. В качестве вариантов решения вопроса о «снабжении» пациентов из деревней и поселков врачами, я привела три основных направления: увеличение количества «квотных» студентов, мотивирование к работе в районе врачей из городов и введение принудительного распределения среди выпускников. Про то, почему «целевики» не всегда возвращаются домой после окончания и почему процент хороших врачей среди них — ниже, я уже рассказала в предыдущем посте.
Теперь о привлечении к работе в провинции городских врачей. Не так давно мне доводилось принимать участие в анкетировании для выпускников, где часть вопросов была посвящена условиям, на которых я согласилась бы работать в районе.
Что требуется человеку в самом начале карьерного пути, чтобы отказаться от жизни в большом городе в пользу периферии края? Вопрос философский, тут многое, разумеется, зависит от амбиций каждого конкретного врача, его устроенности в жизни и планов на будущее. Предположим, что никаких особых нужд, требующих непременного житья в городе, у нашего врача нет. Нет у него и своего жилья в краевом центре, нет выгодных предложений по работе со стороны городских медучреждений, нет семьи (или есть, но супруг/супруга готовы к переезду). Замечу, что такой шаблон практически полностью исключает студенческую медицинскую элиту — обычно этих молодых людей «забирают» работать на кафедры КрасГМУ, либо они уезжают получать специализацию в центральные вузы России, либо — сразу находят себе хорошее место для работы в Красноярске. Конечно, кое-кто из талантливых студентов считает, что в районе можно приобрести хорошую практику и сразу получить хорошее место (что справедливо отчасти), но таких выпускников немного.
Итак, наш молодой врач желает поехать работать в районный центр. Каких условий он будет добиваться? Разумеется, достойной зарплаты — работа, скорее всего, будет непростой. Второй пункт — жилье: как минимум, служебное, хотя хотелось бы, конечно, иметь возможность приобрести свое на выгодных условиях (либо — за счет администрации, либо — самостоятельно, но при наличии такой зарплаты, которая это позволит). Что еще? В зависимости от структуры территории — служебный транспорт. Возможность время от времени выезжать в город — на конференции и циклы повышения квалификации. Доступ в интернет (это сейчас так же естественно, как и телефонная связь). Нормальные детский сад и школу. Не буду рассуждать об оснащении больницы — хотя подразумевается, что каждый врач хочет работать в хороших условиях.
А теперь вопрос — какое количество из тех территорий, где открыта вакансия врача той или иной специальности, готово предоставить такие условия? Казалось бы — ничего сверхъестественного я не назвала, однако на поверку оказывается, что чего-то обязательно не предоставляют. Знаю такой пример — в один из районов края пригласили работать молодую супружескую пару врачей. Жилье предоставили служебное — двухэтажный коттедж со всеми удобствами. Зарплату пообещали среднюю, но такую, чтобы на жизнь хватало. Врачи были довольны первое время... пока не пришел счет за коммунальные услуги. Оказалось, что обслуживание коттеджа будет «съедать» большую часть их зарплат. Администрация никакого содействия не оказала — врачи уехали обратно в Красноярск.
Не все так плачевно, конечно. Администрации некоторых населенных пунктов предоставляют действительно хорошие условия, однако конкурировать за специалистов с городом все равно не получается: и язык не повернется назвать это «медицинской жадностью». В Норильске врачам сулят зарплаты по 60 тысяч рублей в месяц — и это объяснимо, ради такого заработка можно потерпеть северные условия (хотя и цены там пропорционально выше наших). Но мало где в других районах края врачам способны предложить более 20-30 тысяч... На странице «Вакансии» сайта КрасГМУ можно все увидеть своими глазами: в половине предложений жилье врачам не предоставляется, зарплаты — особенно в маленьких населенных пунктах — совсем невелики (в среднем — не превышают 10 тысяч рублей). Если абстрагироваться от конкретной профессии — согласитесь, мало кто из горожан на таких условиях стал бы перебираться в провинцию.
Напомню, мы говорим о молодых людях, которые еще не обременены прочными связями с городом... и профессиональным опытом тоже. А возможно ли «заманить» в районы врачей со стажем, которые были бы способны, что называется, поднять медицину в провинции? Маловероятно, как мне кажется. Разумеется, есть прослойка тех, кто так и не обзавелся семьей и не смог устроиться в городе. Быть может, кто-то из них и решит бросить всё и уехать подальше. Но таких врачей — единицы и, надо полагать, без настойчивого предложения раздумывать над таким вариантом они не будут.
Что же до организации «вахтового» метода работы в районах, то я отношусь скорее к сторонникам такого варианта. Пускай кто-то сочтет его ненадежным — в идеале пациента должен наблюдать один врач. Однако по большей части и в Красноярске жители часто не имеют возможности наблюдаться у одного специалиста: кто-то уходит в отпуск, кто-то работает по совместительству только в определенные часы... Мне кажется, для районов, испытывающих дефицит в узких специалистах, это — шанс получить хотя бы первичную консультацию, после которой пациентам с серьезными заболеваниями дадут направление в краевую больницу. Но и тут решение проблемы упирается в финансовый вопрос: готовы ли будут администрации районов достойно оплачивать труд таких «вахтовых» врачей и будут ли им предоставляться условия для временного проживания в этих местах? Пока ответа не получено — и этот вариант решения кадровой проблемы останется чисто теоретическим...
Продолжение следует...
Ольга Дарсавелидзе