Про то, что в медицинских учреждениях, расположенных вне краевых и областных центров, проблема врачебных кадров невероятно остра, говорится постоянно. Многие наслышаны о случаях вопиющей безграмотности медработников, приводящих к смерти или значительному ухудшению состояния больных. Сейчас никого не удивишь историями про деревни, в которых вообще нет врачей или же есть один — который и терапевт, и акушер, и стоматолог, и патологоанатом в одном лице. Да, да, именно так — с утра принимает одних больных, а по вечерам выясняет причину смерти других... Жутковато от такого юмора, не правда ли?
Не менее трагикомичны факты покупок в районные больницы дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, которое годами стоит без эксплуатации: врачи попросту не умеют им пользоваться.
Как результат всего этого — в нашу Краевую больницу время от времени привозят больных с настолько запущенными случаями, что к ним толпами водят студентов — показать то, что вряд ли увидишь, работая в городе. А те врачи, которых время от времени по санитарной авиации вызывают в районы, — помогать с лечением, — любят рассказывать страшные истории про спивающихся коллег, которые в отсутствие нормальных лекарств и доступа к современной литературе едва ли не ударяются в шаманство.
А ведь врач в небольших населенных пунктах — зачастую не только человек, лечащий от всех недугов, это в какой-то мере образец интеллигентного и культурного поведения, уважаемый человек, к которому принято обращаться за советами в разных жизненных ситуациях. Без медицины регионы не могут оставаться.
Как вернуть врачей в район?
Над этим вопросом ломает (или делает вид, что ломает) голову группа организаторов здравоохранения нашего края, да и страны тоже.
Подходов к проблеме несколько: во-первых, можно увеличить количество квотных мест среди абитуриентов медицинских вузов, чтобы молодые специалисты были обязаны вернуться на свою малую родину после получения диплома. Во-вторых, можно усиленно мотивировать любых врачей отправляться работать в районы либо с постоянным проживанием там, либо хотя бы вахтовым методом. И, наконец, в-третьих, можно ввести принудительное распределение, как это было в советские годы, когда всех выпускников медицинских вузов обязывали после получения диплома отработать несколько лет в населенном пункте, где требовался врач (специальность тоже «присваивали» в директивном порядке).
В довесок к вышеуказанным решениям проблемы, предлагается активнее внедрять новые технологии, например, телемедицину — что позволит провинциальным докторам получать квалифицированные консультации городских коллег прямо на рабочем месте.
Подводные камни
К сожалению, почти каждый из перечисленных вариантов имеет свои серьезные недостатки, что делает практически неэффективными все попытки восполнить дефицит провинциальных врачебных кадров. Расскажу о них подробнее.
Что касается увеличения числа студентов, заключающих контракт с районом, то пока эта мера не способна решить проблему ни в количественном, ни в качественном отношении. Медицинское образование — самое долгое из всех, что можно получить в нашей стране. Выпускник школы, уехавший из родной деревни или села, за 7-8 лет обучения (а именно столько сейчас требуется, чтобы стать врачом) способен кардинально изменить планы на будущее. За этот срок изменяется практически весь круг контактов молодого человека (особенно, если во время обучения у него нет возможности регулярно приезжать домой). Часто студеты-квотники вступают в браки с «городскими», что стирает всяческую мотивацию вернуться на малую родину. Как результат — долгожданные в районе врачи идут на любые юридические авантюры, лишь бы расторгнуть договор с администрацией и остаться в городе.
Другая проблема с обучением «целевых» студентов состоит в том, что зачастую это — молодые люди из отдаленных районов с посредственным уровнем исходных знаний по естественнонаучным дисциплинам. Скажу прямо — часто квотниками оказываются студенты из Тувы, Хакасии и других регионов, испытывающие трудности с речью и чтением на русском языке, чего уж говорить об углубленном изучении предметов!
Специальной программы обучения для таких студентов не предусмотрено, а ведь учатся они не на фельдшеров, на врачей... Преподавательский состав проявляет определенное снисхождение к низкой успеваемости таких студентов, объясняя, что цель их будущей деятельности сведется к диагностике самых очевидных заболеваний с последующим направлением такого больного в районный центр или даже краевую больницу.
Можно сказать, что в этом и заключается решение проблемы с врачебными кадрами, но, честное слово, страшно думать, как будет лечить врач, еле-еле освоивший базовое обучение. И не отсюда ли рассказы о случаях вопиющей безграмотности в сельских и районных больницах?...
Продолжение следует...
Ольга Дарсавелидзе