Три свежие пластинки хороших электронных музыкантов
Apparat
«Krieg und Frieden (Music for Theatre)»
Подзаголовок, конечно, не случаен — новая музыка немца Саши Ринга, выступающего под вывеской Apparat, сочинена для театральной постановки «Войны и мира». К такой задаче Ринг подошёл с соответствующим материалу размахом — собрал коллектив из 30 музыкантов и несколько недель писался вместе с ними в огромном заброшенном складе. Впрочем, то, что мы слышим на пластинке — не совсем чистый саундтрек к спектаклю; скорее, это альбом Apparat, сделанный по его мотивам. Уточнение не лишнее — с одной стороны, тут слышен расширенный инструментарий (альбом открывает вступление, исполненное скрипичным трио) и проглядывает общая тема (треки довольно естественно перетекают один в другой), с другой же, основной приём Ринга — такое постепенное нагнетание щемящего звукового саспенса всеми доступными средствами — остался неизменным. Конечно, представить себе бал Наташи Ростовой или битву при Ватерлоо с таким звуковым сопровождением довольно сложно — но как очередная пластинка Apparat «Krieg und Frieden» слушается вполне неплохо.
Autechre
«Exai»
Страшно подумать, что первый альбом электронных кудесников Autechre вышел уже двадцать лет назад. Поверхностный взгляд на «Exai», их одиннадцатую полнометражную работу, сигнализирует, что в их мире мало что изменилось — треки всё так же названы будто бы случайными сочетаниями символов, а музыка всё так же состоит из бесконечно сталкивающихся электронных ритмов и звучков. Впрочем, есть и существенная разница — если раньше, на их классических пластинках «Tri Repetae» и «LP5», нежные и атмосферные мелодические линии сами выплывали на слушателя буквально в каждой второй композиции, то теперь дуэт Шона Бута и Роба Брауна не даёт слушателю поблажек. В двухчасовом звуковом пласте «Exai» придётся изрядно покопаться, чтобы найти крупицы блестящего мелодического вещества. Но когда эти находки всё-таки попадаются в руки, как, например, в неожиданно бойкой для поздник Autechre «T ess xi», или в середине десятиминутной «irlite (get 0)» или где-то в глубине столь же эпической «bladelores», становится очевидно, для чего нужно просеивать всю эту звуковую руду.
Matmos
«The Marriage of True Minds»
Американский электронный дуэт Matmos привык кроить свои пластинки по сложносочиненным концепциям. На «A Chance to Cut is a Chance to Cure» они выстраивали музыку вокруг засэмплированных звуков работы инструментов, используемых в пластической хирургии, на «The Rose Has Teeth in the Mouth of the Beast» сочиняли размашистые электронные посвящения важным деятелям культуры и философии, чьи идеи сформировали их собственное мировоззрение, а на «Supreme Balloon» ограничивали свою палитру звучания одним-единственным инструментом. За «The Marriage of True Minds» стоит их, пожалуй, самая безумная идея — Matmos проводили с добровольцами серию психологических экспериментов, помещая их в непривычную среду (при помощи, например, сенсорной депривации), фиксировали возникавшие у них в процессе экспериментов образы, впечатления и идеи, а затем создавали на основе этих зафиксированных штук музыку. При такой родословной «The Marriage of True Minds» понятным образом вышел совершенно непредсказуемым — музыка тут постоянно танцует вокруг страннейших сэмплов, норовит разъехаться на мельчайшие звуковые молекулы, на ходу рассыпается шумами и вытворяет ещё множество столь же странных действий. Иногда Matmos следуют за фантазиями своих подопечных буквально, как в «In Search of a Lost Faculty», где они натурально озвучивают то, что говорится (скажем, девушка говорит, что видит треугольник, и следом звучит треугольник), иногда, наоборот, выворачивают их наизнанку очень неожиданным способом, как в «Tunnel», где из короткой зловещей фразы про свет в конце тоннеля получается пять минут эпического Underworld’овского техно. В любом случае, у Matmos получился альбом, за которым невероятно захватывающе следить.