Режиссер — Сэм Рэйми
В ролях: Джеймс Франко, Мишель Уильямс, Рейчел Уайз, Мила Кунис, Зак Брафф
Продолжительность — 127 мин
Вы же на самом деле всегда хотели узнать, как именно Гудвин, тьфу ты, Оз, попал в Страну Оз, правда же? Ну, вот, держите — «Оз, Великий и Ужасный» Сэма Рейми предлагает обстоятельный двухчасовой ответ на этот вопрос, утаивая при этом ответ на куда более животрепещущий вопрос «А зачем нам, собственно, всё это?»
Надо, конечно, уточнить, но вот так, не глядя, кажется, что это какой-то рекорд — когда предыстория к известному фильму выходит аж через семьдесят четыре года. Формально «Оз» — приквел к «Волшебнику страны Оз», снятому в 1939 году и с тех пор заслуженно входящему в золотой канон мировых киносказок. Зачем раскручивать эту историю компании «Дисней», за пару лет до этого выжавшей из творческой переработки «Алисы в стране чудес» полтора миллиарда долларов, понятно прекрасно. Зачем браться за неё же режиссеру Сэму Рэйми, увереннее всего чувствующим себя на поле не столько размашистых блокбастеров с картинками, сколько разнузданных ужастиков со склонностью к зловредности, уже не так ясно. То есть, с позиций коммерческих (солидная зарплата) и статусных (если выгорит, будут давать больше денег под свои проекты) как раз вопросов никаких — а вот с творческими намерениями ничего не понятно.
В исполнении Рэйми «Оз, Великий и Ужасный» выглядит ровно так, как и предполагалось — это галлюциногенно-яркая и в целом довольно бодрая картина, авторы которой так и не сумели придумать для собственного вторжения на территорию чужой сказки внятного творческого оправдания. Авторы «Оза», с одной стороны, прилежно следуют структуре оригинального фильма — так же разбивают «Оза» на чёрно-белую и цветную части, также используют одних и тех же актёров в реальном прологе и в волшебной стране (что в отсутствие эпилога с возвращением несколько теряет свою осмысленность), так же в первую голову отправляют спонтанно сложившийся отряд героев из Изумрудного города убивать злую ведьму. При этом они заворачивают в новом фильме что-то вроде шескпировского политического триллера про переворот в волшебной стране — разрешать который прибывает прохвост из реального мира, которого все (по воле древнего пророчества) принимают за великого волшебника.
Да, они красиво рифмуют методы, которыми в конечном итоге пользуется для своей победы Оз, с описанными у Баума, по пути успевая будто бы случайным образом вставлять в повествование прочие приветы оригинальной сказке. (Из леса выскочил лев, но потом испугался и убежал! Для нужд военного сопротивления сшили двести соломенных страшил!) Но их собственная история отчаянно не желает складываться. Политические интриги проводятся злыми ведьмами с невнятными целями и невнятными методами (для кого, например, они пытаются выставить злой ведьмой именно свою сестру и устраивают от её имени показательный геноцид фарфорового народа, если всё равно все жители страны горой стоят за неё, и вообще, у неё даже фамилия — Хорошая)? Превращение героини Кунис из ведьмы сомневающейся в ведьму осатаневшую происходит за счёт выставления её героини блаженной дурочкой. Да и Франко — не лучшая кандидатура на роль прохвоста с добрым сердцем; слишком уж бегают у него глазки, слишком уж скользкая у него улыбка. Впрочем, троице прекрасных актрис Уайз — Кунис — Уильямс тоже особенно нечем заняться — разве что в финале по-гарри-поттеровски покидаться друг в друга нарисованными сгустками магической энергии.
В «Озе» есть моменты, которые несколько примиряют с его существованием. Например, нарисованная их компьютерными спецами фарфоровая девочка — настоящее чудо, да и как персонаж она регулярно смотрится симпатичнее всех остальных. Есть смешные шутки («Хочу сердечко!»), есть захватывающие моменты (выманивание летающих обезьян на маковое поле), но в целом заваренное создателями «Оза, Великого и Ужасного» волшебное зелье не действует так, как рассчитывалось — не очаровывает сердце окончательно и бесповоротно, раз и навсегда. Не доложили фантазии. Переборщили с сомнительной романтикой. А главное — при регулярном проговаривании максимы о том, что чудеса бывают, если в них по-настоящему поверить, сами недостаточно верили в собственный фильм.
Вердикт — красочная и, в общем, нескучная, но всё равно довольно дурацкая и абсолютно необязательная предыстория к великой сказке