Режиссер — Сэм Рэйми
В ролях: Элисон Ломан, Джастин Лонг, Лорна Рэйвер, Дайлип Рао, Реджи Ли, Дэвид Пэймер
Продолжительность — 99 м
Когда действительно талантливых постановщиков берут клепать бесконечные дорогостоящие сиквелы к блокбастерам по комиксам — это, как правило, палка о двух концах. Постоянная занятость и высокая зарплата — это, конечно, здорово. Но в комплекте с ними идёт и необходимость утверждать каждое своё решение с комитетом студийных работников, заботящихся только о сохранности двухсот миллионов собственных инвестиций — так что пространства для собственного творчества остаёся не так уж много. Режиссер Сэм Рэйми, бессменый постановщик «Человеков-пауков», знает об этом не понаслышке — и по «Затащи меня в ад» видно, насколько он рад оказаться на свободе, хотя бы и на время.
Потратив пару пятилеток на трех «Пауков» и продюсирование на удивление негодного хоррор-шлака на своей студии Ghost House Pictures («Бугимэн», «Посланники»), Сэм Рэйми, как и его поклонники, сам явственно соскучился по старым добрым денькам, когда он беззаботно снимал за копейки свою фирменную трилогию «Зловещие мертвецы» и добивался совершенно упоительных результатов. По крайней мере, по «Затащи меня в ад» прекрасно чувствуется то дьявольское удовольствие, с которым Рэйми терроризирует зрителей этой скромной, но страшно эффектной киноштучкой.
Уже по завязке можно было догадаться, что распоясавшийся автор отбрасывает здесь всякие стеснения. Ужасное проклятие терроризирует банковскую работницу, отказавшую в продлении кредита пожилой женщине; ну кто сегодня, скажите на милость, не в состоянии хотя бы внутренне подумать с оттенком злорадства «Да, так ей и надо»?! Но всё равно та лихость, если не сказать лютость, с которой фильм набрасывается на тебя, вызывает легкую оторопь.
Если предположить, что большинство постановщиков ужастиков стремятся вздернуть под зрителем кресло, то Рэйми этого явно недостаточно. Он вздергивает кресло, да — но при этом ещё и с молодецким гиканьем лупит зрителя бейсбольной битой по голове, причём постоянно, резко, с размахом, в самый неожиданный момент. Камера тревожно кренится и сходит с ума, саундтрек разрывает жуткими скрежетами, скрипами и воплями, из-за занавески выпрыгивает чёрт-те что, впечатлительные зрительницы в голос визжат — и понятно, что Рэйми откровенно издевается над нами, но его жизнерадостный цинизм почему-то подкупает. И сам обманываться рад — это как раз про впечатление от «Затащи меня в ад»; то, что автор фильма безжалостно тобой манипулирует, читается на раз, но от этой манипуляции так сладостно, так жутко, так здорово, что возражать совершенно незачем.
Возможно, дело в том, что Рэйми проявляет здесь поразительную щедрость на яркие, жуткие и отвратительные детали — только задним числом понимаешь, что один из самых мощных хорроров последнего времени умудрился обойтись практически без единой кровавой подробности (неожиданный фонтан крови из носа не в счёт). Зато здесь полно других жидкостей, возможно, куда более отвратительных (позыв зажмуриться посещает на просмотре «Затащи меня в ад» не раз). Плюс Рэйми, как постановщик, заметно вырос с тех времён, когда Брюс Кэмпбелл впервые отрубил своей невесте голову лопатой — в сценах действия он творит чудеса, даже если оппонентом главной героини является недвижный труп бабушки. От того, что мы редко встречаемся с Рэйми в такой замечательной форме, впечатление усиливается чуть ли не во сто крат. Понятно, что четвертый «Человек-паук» неотвратим; но теперь благодаря Сэму Рэйми у нас есть отличная компания, память о которой будет скрашивать очередной коммерческий продукт. Мертвый котенок, тортик с глазками, говорящий адский козел и одержимый бесами кружевной платочек. С ними не пропадём.
Вердикт Кочерыжкина — дикое, энергичное и страшно смешное (во всех смыслах обоих слов) возвращение маэстро ужасов Рэйми к своим корням