Режиссер — Дэнни Бойл
В ролях: Розарио Доусон, Джеймс МакЭвой, Венсан Кассель, Дэнни Сапани, Мэтт Кросс, Вахаб Шейкх, Таппенс Мидллтон
Продолжительность — 101 мин
В «Трансе» Дэнни Бойла пульсирует довольно крутая злая энергия, от чего он изрядно напоминает кино, которое режиссер мог бы сделать ещё в 90-х, до того, как его официально приняли в Большие Режиссеры и стали осыпать «Оскарами». Лучшей рекомендации для фильма Бойла вроде не придумаешь, но истина, как всегда, оказывается в нюансах.
«Транс» — резкий, по-европейски взрослый (прокатный рейтинг «18+» болтается в начале титров абсолютно по делу) головоломный триллер, который, в лучших бойловских традициях, набрасывается на зрителя и час сорок стремительно тащит его сквозь череду бесконечных сюжетных перевёртышей. Стилю Бойла всегда была свойственна некоторая агрессивная пижонская вычурность, и «Транс» подчинён ей практически полностью. В отличие от главной героини фильма, гипнотерапевта, погружающей пациентов в гипноз словами, произносимыми тихим и спокойным голосом, Бойл гипнотизирует нас оглушительно пульсирующей музыкой, стремительным монтажом, резкими ракурсами и кричаще яркими визуальными образами.
Этакий несколько бесстыдный творческий подход, совмещенный с приятной атмосферой аморальности (герои тут постоянно меняют полярность, и по итогу оказывается, что невинных в пространстве этой истории нет вообще), действительно делает «Транс» приятной отсылкой к прекрасному бойловскому дебюту «Неглубокая могила» (празднующему, кстати, в этом году 20-летний юбилей; отличный повод пересмотреть). Но есть и существенная разница, благодаря которой с виртуозно закрученного и залихватски снятого «Транса» выходишь скорее недоумённо нахмурившись, нежели счастливо лыбясь.
Бойл все двадцать лет своей кинокарьеры снимал кино, по сути, про одного и того же собственного героя. Весёлый хулиган, простодушный романтик, немного чокнутый — он безошибочно узнавался что в лопоухом индийском мальчишке «Миллионера из трущоб», что в космическом инженере «Пекла», что в недотёпе-уборщике с писательскими амбициями в «Жизни хуже обычной», что в простом курьере из «28 дней спустя». В «Трансе», среди его мошенников, манипуляторов и убийц, хоть вольных, хоть невольных, этого героя нет — а, значит, нет и самого автора.
Всех своих здешних героев Бойл представляет лишь умозрительно, в фильме нет никого, в чьей шкуре он сам бы сидел и стремился транслировать нам, каково это — смотреть на окружающий мир вот этими самыми глазами. В результате получается эффектное упражнение в ярком и вычурном стиле, которое не сообщает нам абсолютно ничего. Да, бесконечная чехарда с постоянно меняющимся разделением героев на волков и овец прописана в «Трансе» довольно захватывающе, не хуже, чем в какой-нибудь «Петле времени». Но там, где у Джонсона все эти манёвры были подчинены общей логике гуманистического режиссёрского высказывания, у Бойла это остаётся самоцелью, виртуозной, но бессмысленной игрой.
Да, безусловно, здорово, что Бойл по-прежнему умеет создать на экране галлюциногенный психоделический карнавал, как никто другой — но в прежние его фильмы влюблялись не за буйство красок и не за безупречно подобранный саундтрек (кстати, даже это бойловское умение в «Трансе» немного сбоит, верный знак беды), а за то человеческое и живое, что билось за ними. «Транс» же заканчивается, как и сеанс гипноза — кто-то щелкает пальцами, и ты выходишь обратно в мир, искренне не помня ничего, что с тобой за это время произошло.
Вердикт — новый триллер Дэнни Бойла — виртуозный, энергичный, захватывающий; обидно герметичный в своей энергичной виртуозности; в конечном итоге пустой