В ролях: Силлиан Мёрфи, Наоми Хэррис, Меган Бёрнс
Несколько странно было увидеть на красноярских заборах афиши «28 дней спустя» – дело в том, что работа над картиной была завершена ещё в 2002 году. Мировая премьера несколько раз откладывалась и состоялась, если не ошибаюсь, летом прошлого года, и к настоящему моменту фильм можно было посмотреть не только на пиратских кассетах и дисках, но и по кабельным телеканалам. Поэтому, сидя в кинозале, пришлось не столько вникать в происходящее на экране, сколько сравнивать эмоции, возникавшие во время первого и второго просмотров. Ощущения, надо заметить, не сильно разнились, конечно же, во второй раз в происходящем не было ничего неожиданного, но и при первом просмотре сюрпризов было не так уж много: развитие сюжета достаточно предсказуемо, ещё более предсказуем финал. При этом какими-то новыми красками при более близком знакомстве фильм не заиграл, второе дно не открылось.
Вполне возможно, что причина кроется в некоторой неоригинальности сюжета. Подобных историй в одном только «высоком» кино наберётся с полдюжины (из последнего можно вспомнить «12 обезьян» Тери Гиллиама), не говоря уже о фильмах второго и третьего ряда. А история такова: «зелёные» экстремисты освобождают из лаборатории обезьян, являвшихся объектами жутких, просто-таки бесчеловечных опытов, эти несчастные предки человека поражены неким, условно говоря, вирусом ярости, который от них перекинется на людей. В результате добропорядочные британцы будут с налитыми кровью глазами метаться по Лондону и окрестностям с целью перекусить каким-нибудь соотечественником. А некоторое количество выживших и оставшихся нормальными людей будет пытаться спастись от невероятного ужаса, охватившего всю страну. Среди них и главный герой – молодой парень по имени Джим. Он очнулся в больнице, вокруг никого нет. Пребывая в недоумении, Джим выходит на улицу и даже не догадывается, что скоро ему придётся столкнуться с суровой действительностью в лице кровожадных монстров, стремящихся разорвать его на части.
Кстати, эпизод, когда главный герой выходит из больницы, – один из наиболее сильных моментов фильма. Лондон, улицы которого всегда заполнены автомобилями и людьми, всегда погружены в какофонию звуков, предстаёт перед Джимом молчаливым и пустынным. По своей мощи это зрелище может сравниться лишь с аналогичным видом Нью-Йорка в «Vanilly sky» Кэмерона Кроу. Однако это же обстоятельство свидетельствует и о некоторой неоригинальности сцены, которую Кроу, в свою очередь, взял из фильма «Открой глаза», где мы видим обезлюдевший Мадрид. «28 дней спустя» наполнен поразительно яркими эпизодами: например, крыша с огромным количеством разноцветных тазов, выставленных в ожидании дождя, или абсолютно апокалипсический супермаркет, в котором герои «делают покупки». Вообще все, что касается визуальной составляющей фильма, достойно самых лестных эпитетов, особенно впечатляют невероятно сочные, неестественно красивые пейзажи. Неоспоримым достоинством картины является необычная операторская техника, способствующая погружению в иллюзорный мир экранной трагедии.
Обозначенное выше наличие весьма жестоких сцен насилия и немалого количества кровожадных типов вовсе не свидетельствуют о том, что фильм этот принадлежит к числу ужасов. Горько будут разочарованы те, кто понадеется увидеть на экране бездумно кровавую страшилку. Со всей уверенностью можно сказать, что картина не имеет никакого отношения к ужастикам. «28 дней спустя» – странное кино, и это не должно удивлять, вряд ли оно могло получиться другим у таких авторов. Дэнни Бойл, взорвавший реальность своим «Trainspotting», будто пытается реабилитироваться перед публикой за уход в коммерческое кино, вылившееся в позорный «Пляж» с Ди Каприо. Насколько удачно его покаяние - судить не мне. Другой культовый персонаж, принимавший участие в создании этого фильма, писатель Алекс Гарланд, который впервые выступил в роли автора сценария, хотя романы его экранизировались и ранее (тот же «Пляж»), всегда был известен своими литературными протестами против нашего скучного мира. Наверное, плод сотрудничества двух столь талантливых и ярких людей мог быть и более неординарным и впечатляющим, но получилось то, что вы можете увидеть на экранах кинотеатров.
Александр Спасов