Количество мигрантов в Красноярском крае постоянно растет и будет продолжать расти. Это первое. Одна из основных задач — легализовать их присутствие на территории. Это второе. Третье — необходимость адаптации иностранных граждан. В Сибирском Федеральном округе лучше всего с условиями задачи справляется Красноярский край. Поэтому именно в Красноярске прошло совещание среди руководителей сибирских УМФС, посвященное интеграции выходцев из ближнего зарубежья.
По официальным данным, в прошлом году в Красноярский край приехали почти 170 тысяч иностранцев. Это на 17% больше, чем в 2011 году. Реальные цифры никто не берется даже предполагать, хотя не исключено, что постоянный рост количества мигрантов связан как раз с их легализацией. В любом случае, около 66 % приезжают к нам, чтобы найти работу. Распространенное мнение о том, что мигранты занимают наши рабочие места, разбивается о цифры статистики: в Красноярском крае зарегистрирован рекордно низкий уровень безработицы за последние 19 лет. И это при том, что местное население всегда имеет приоритет при трудоустройстве. По словам начальника УФМС по Красноярскому краю Зои Грудиной, рост количества мигрантов — это, скорее, показатель развития экономики. Хороший показатель.
— В крае реализуется немало крупных инвестиционных проектов, — отмечает Грудина, — поэтому наш регион крайне интересен для иностранных граждан. А изменения миграционного законодательства создали благоприятные условия для привлечения трудовых кадров, необходимых экономике края.
Ду ю спик русский?
К слову, большинство иностранцев приезжает к нам из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, меньше — из Украины и Китая. И главная проблема, с которой они сталкиваются (помимо, конечно, трудоустройства и легализации) — знание русского языка. То, что на официальном «сленге» называют адаптацией и интеграцией. Собственно, это проблему и собрались обсудить руководители УФМС в Сибирском Федеральном oкруге.
Уже сегодня, чтобы получить работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания (например, стать водителем или кондуктором автобуса), иностранец должен подтвердить знание русского языка. Это норма действует с 1 декабря прошлого года. А с 2015 года все без исключения мигранты, желающие трудоустроиться в России, обязаны будут сдать экзамен по русскому. Для этого в Красноярске уже организованы бесплатные курсы для иностранцев.
— Деятельность, связанная с адаптацией иностранцев, по сути, новая для ФМС, но важность ее все возрастает, — отметила Зоя Грудина.
Представители национальных организаций разделяют законодательные новшества.
— Знание языка позволяет не только эффективнее работать, — уверен председатель узбекского национального культурного центра «Дустлик» Зафар Сафаров, — но и избежать проблем с работодателем. Ведь многие трудности возникают как раз из-за незнания языка. Один говорит на русском, а второй — на полурусском. Наверное, сейчас многие мигранты оказались не готовы преодолеть языковой барьер и пройти тестирование. Но когда это станет обязательным, а изучение языка войдет в систему, все останутся только в выигрыше. И мигранты в первую очередь.
Путевка на работу
Законодательство в отношении иностранных работников ужесточается. Требования к ним усиливаются. А проблема мигрантов все равно входит в пятерку самых актуальных для жителей Красноярского края, наряду с вопросами ЖХК и экологии. Это результаты недавних исследований, о которых на совещании рассказал представитель Гражданской ассамблеи Алексей Менщиков. По его словам, необходима региональная концепция работы с мигрантами. Аналогичные документы разработаны на уровне страны и, например, в отдельно взятом Норильске. Здесь систематизирована и языковая адаптация, и юридическая помощь и взаимодействие с коренным населением, вплоть до проведения спортивных турниров.
— Поток мигрантов, который идет из стран Средней Азии, нуждается в организующей системе, — объясняет Менщиков. — Сейчас они прибывают в Россию, и в том числе в Красноярский край, хаотичными путями — разными поездами и самолетами.
Представители УФМС обещают, что к систематизации приведет запрет на въезд по внутренним паспортам бывших союзных республик. С 2015 года единственным документом, разрешающий въезд на территорию России, станет загранпаспорт.
— Если мигранты будут иметь какое-то направление, говоря советским языком — «путевку» — это будет правильно, — продолжает Алексей Менщиков. — То есть на родине их будут отбирать, а здесь — встречать.
Примеры такого взаимодействия уже есть. При содействии краевого УФМС в Красноярске открыт центр социально-правовой адаптации народов Узбекистана. Он представляет интересы Бюро по трудоустройству этой страны. И если мигрант приехал по официальному направлению Бюро, в УФМС сразу направляют уведомление о его прибытии, оформляют разрешение на работу и медицинскую страховку.
— Причем, мы оплачиваем ее из своих средств, и только потом работодатель компенсирует затраты, — отмечает Зафар Сафаров. — Хотя только деньгами проблем не решить, конечно. Без помощи УФМС, посла и генконсула Узбекистана мы бы такую систему не организовали.
— Мы общаемся с коллегами из других территорий, так вот в Красноярском крае лучшие условия для иностранных граждан — соглашается с «коллегой» заместитель председателя азербайджанской национальной культурной автономии Алекбер Караев.
— Мы всегда находим общий язык с УФМС, в рамках Общественного совета можем решить любые, даже частные, проблемы, — продолжает председатель «Дустлика» Зафар Сафаров. — Надеюсь, скоро большинство мигрантов будет работать официально и заговорит по-русски.
Анастасия Данилова