На территории Красноярского края временно проживают около 20 тысяч граждан Узбекистана. Несколько лет назад многие из них находились на территории региона нелегально. Сегодня благодаря изменениям законодательства, усилиям краевого УФМС и работе Красноярского узбекского национально-культурного центра «Дустлик» большинство из них удалось легализовать. Однако председатель «Дустлика» Зафар Сафаров надеется, что когда-нибудь необходимость в существовании центра и вовсе отпадет.
Выйти из тени
Центр «Дустлик» существует с 1996 года. Сейчас он активно помогает гражданам Узбекистана в решении правовых вопросов. А зачем создавался 14 лет назад?
Это идея моего отца — Зиядуллы Сафаровича, он же был одним из учредителей. Мы хотели сохранить национальную культуру — это и стало главной идеей на первоначальном этапе. Мы собирались, общались на родном языке, хотели, чтобы наши дети не забывали культуру и речь. Со временем, конечно, многое изменилось. На постсоветском пространстве вырос уровень трудовой миграции, возникло много проблем, связанных с соотечественниками. Тогда центр стал помогать гражданам Узбекистана в трудных ситуациях. Сегодня, например, у меня была бабушка, которую родной сын выгоняет из дома. По национальности она кореянка, но жила в Узбекистане. Там продала свой дом, приехала сюда. Вроде бы напрямую это нас не касается, но и обратиться ей больше некуда.
Это, наверное, скорее исключение. Какие проблемы массовые?
В основном мы занимаемся помощью при оформлении документов. Стараемся поставить процедуру на поток: приехал человек, мы его легализовали, помогли оформить все бумаги, проконтролировали подписание трудового контракта — все, он законно выходит на работу. Все остальные взаимоотношения — согласно закону и контракту. Бывают и другие проблемы. Потерял ты паспорт. Куда обратиться? Мы помогаем решить вопросы, связанные с консульством, постановкой на миграционный учет, когда у иностранца нет принимающей стороны. Мы организовали свой третейский суд для решения каких-то споров внутри диаспоры. И любой гражданин Узбекистана, который считает, что его обидели или несправедливо с ним поступили, может пожаловаться. В «Дустлике» работают два юриста плюс представители либо местной организации, либо краевой.
Эта инициатива позволила в некоторых случаях не доводить дело до суда?
Конечно. Зачем идти в суд, когда можно сесть, поговорить и снять вопрос? Мы видели задачу именно в этом. Случается, что люди просто не понимают друг друга. Один говорит на полурусском, а второй — на русском, отсюда и проблемы.
Основные претензии, которые звучат не только в адрес выходцев из Узбекистана, а всех граждан стран СНГ, — работа без разрешения. Каков процент нелегалов? Может, их не так и много в общей массе?
С 1 июля 2010 года в России действует закон о трудовых патентах. Он позволяет иностранцу, работающему у частного лица, платить тысячу рублей в месяц и вполне легально находиться а территории страны и работать. Думаю, это процентов 20 мигрантов вывело из тени.
А сколько остается в тени?
Что касается граждан Узбекистана, то в Красноярске большинство работает официально. Хорошо, когда есть возможность заплатить деньги и, что называется, узаконить себя. Гораздо хуже, когда человек приезжает, не знает законов и не понимает, куда ему можно обратиться. А сроки для легализации небольшие. Вот таким людям мы и стараемся помогать.
Но ведь очевидно, что без помощи власти вы не в состоянии решить всех вопросов. Удалось наладить конструктивные отношения?
Самую большую помощь оказывает краевое УФМС. Они проводят масштабную разъяснительную работу, и лично руководитель Владимир Николаевич Катречко старается донести до нас достоверную информацию, а мы ее уже передаем в народ. Мы постоянно встречаемся, обсуждаем на общественном совете все наболевшие вопросы. И главное, что эти вопросы решаются.
Как выглядит наш регион на фоне других в части соблюдения миграционного законодательства?
Сравнивать сложно, но в Красноярском крае все стабильно, спокойно и профессионально. Важно, что Владимир Катречко небезучастен к проблемам простых людей. Когда в Красноярск попали две маленькие узбекские девочки и оказались здесь без родителей и документов, он сделал все, что мог, чтобы они выехали из страны и попали на родину к отцу. Их мать — русская. Она уехала из Узбекистана и забрала дочек с собой, здесь стала наркоманить, и вскоре ее посадили за распространение. Девочки остались в приюте «Росток». Но их не могли оставить в детдоме, потому что у них в Узбекистане есть папа — а он инвалид, приехать не мог. В итоге мы собрали все бумаги и отправили девчонок в Узбекистан. Нам очень помогли генеральное консульство Узбекистана, диаспора и краевое УФМС.
Рабочие руки
В каких сферах заняты выходцы из Узбекистана?
Строительство и сельское хозяйство — это основное.
В общем, те сферы, в которых не хотят работать коренные жители края, потому что работа тяжелая, а зарплата низкая?
Да, так и получается.
В этом смысле есть две полярные точки зрения. Одна заключается в том, что без мигрантов мы столкнемся с чудовищной нехваткой рабочих рук, другая — мигранты готовы работать круглыми сутками за низкую зарплату, составляют большую конкуренцию местным жителям и не дают возможность им трудоустроиться. Очевидно, какой точки зрения придерживаетесь вы, но все же обоснуйте ее.
Как руководитель национально-культурного центра, я тоже здесь гость, поэтому и комментировать это не вправе. Пусть красноярцы отвечают на этот вопрос. Но если бы не было недостатка рабочих рук, то и нас бы здесь не было. Вакансии были бы закрыты, и никто бы не приехал.
Есть статистика, сколько людей обращается в центр?
Этот год был тяжелым, потому что не стало Зиядуллы Сафаровича, следом братишки — я уезжал в Узбекистан, но все равно за 2010 год около двух тысяч человек у нас побывало. А вот в 2008 году, когда мы работали все вместе, за три месяца было около пяти тысяч.
Такой разброс связан с вашей деятельностью или с динамикой миграции?
В первую очередь с динамикой миграции, конечно. В 2008 году еще не было кризиса, а позже мы сами давали рекомендации соотечественникам не приезжать, потому что работу было найти крайне сложно.
Сейчас, судя по всему, положение стабилизировалось. Кстати, это неплохой индикатор экономической ситуации.
Мы видим, что есть спрос и интерес: к нам неоднократно обращались за помощью. Есть живой пример: строительной компании в ближайшее время по плану нужно возвести 200 домов, а у них нет рабочих.
Работодатели вообще часто обращаются к вам в поисках рабочих?
Случается. Большинство потенциальных работодателей знают, что существует консультационно-адаптационный центр «Дустлик», который помогает работнику и работодателю найти друг друга.
Сохраняя традиции
Возвращаясь к первоначальной идее создания центра. Удалось сохранить культурные традиции?
Сейчас у нас разделились обязательства. В Красноярске есть местная общественная организация «Дустлик», которая в основном и проводит все культурные мероприятия, мы только помогаем. Председатель этой организации — Саид Формонович Холджигитов. На протяжении многих лет он занимается практически всем: организовал национальный ансамбль, каждый месяц проводит праздники. Он старше меня, в нем больше национальных устоев, я учился в русской школе, окончил красноярский университет.
Недавно мы открыли национальное культурно-историческое кафе. Будем стараться, чтобы блюда узбекской кухни там готовили не так, как в остальных заведениях, а по истинно национальным рецептам. Ведь в основном узбекская кухня видоизмененная. Мы же делаем действительно самаркандский плов, ни на грамм не отходя от рецептов. Работают там, конечно, узбеки. Ресторатором пригласили парня, который в Узбекистане много лет руководил сетью ресторанов. Он знает, как встретить и чем накормить.
А за счет чего финансируется центр «Дустлик»?
Мы оказываем различные виды услуг как гражданам, так и работодателям. Это, конечно, не очень большие суммы, но их хватает, чтобы сводить концы с концами. Главное, что больные вопросы мы с повестки дня сняли.
А если говорить о планах и перспективах — какие они?
Я надеюсь, что наступит тот день, когда наша помощь будет не нужна. Конечно, это пока только планы, но именно к этому мы и стремимся.
Анастасия Данилова, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)