Режиссёр — Павел Пархоменко
В ролях: Ярослав Жалнин, Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Ольга Иванова, Виктор Проскурин, Вадим Мичман, Надежда Маркина
Продолжительность — 108 мин
Отличная идея — выдержать весь фильм о первом полёте в космос ровно в тех самых ставосьмиминутных рамках, в которых проходил и сам полёт. На этой формальной идее, впрочем, хорошие идеи у фильма «Гагарин: Первый в космосе» торжественно закончились.
Первыми, ещё до появления эпического названия кинокомпании-производителя «Кремлин филмз», в титрах появляются логотипы партнёров — «Ингосстрах», «Внешэкономбанк» и «Ростехно». По окончанию картины такое представление создателей в титрах кажется вполне резонным — «Гагарин» правда выглядит не столько фильмом, сколько таким конструктом, который далекие от кино, но очень ответственные и технически подготовленные люди скрупулезно собирали по чертежам, снятым с других, настоящих фильмов. Теоретически можно понять почти все принятые ими решения — разобраться же, почему ни одно из них не работает на практике, будет несколько сложнее.
Работая в основном в режиме торжественного памятника, «Гагарин: Первый в космосе» в конечном итоге грохается в ту же ловушку, что и «Кундун» Мартина Скорсезе — примерно по тем же причинам. «Кундун» переписывался согласно пожеланиям самого Далай-ламы четырнадцать раз; «Гагарин» — первый фильм, который благословила семья первого космонавта. Понятно, что непосредственным участникам событий и близким родственникам хочется видеть на экране максимально уважительный (читай — обезжиренный) портрет, так что «Гагарин» из всех возможных взглядов на своего героя выбирает самый безопасный.
Все потенциальные конфликты, с помощью которых в истории Юрия Гагарина можно было бы найти не только благостную агитку про торжество Советского Союза, но и некоторую внутреннюю драматургию, либо спускаются на тормозах, либо выносятся за скобки. К первому можно отнести наметившееся в первой половине фильма соперничество с другом и коллегой Германом Титовым, выбранным дублёром Гагарина; за второе отвечает неожиданно обильное текстовое послесловие, в каждых двух абзацах которого в разы больше всамделишной драмы, нежели во всём предшествовавшем фильме.
Режиссёр Пархоменко же вместо этого насыщает фильм несколько смехотворными почвенническими параллелями (когда он рифмует шлем космонавта на орбите с платком, в который завёрнут новорожденный Юрий Алексеевич на руках у мамы, трудно не закашляться) и спускает с поводка импортного композитора Каллиса, взбивающего своей привычкой злоупотреблять хорами общую патетику до небес.
Некоторая настоящая жизнь периодически пробивается сквозь тонны торжественного лоска — в основном стараниями отличного Виктора Проскурина в роли отца Гагарина да благодаря паре-тройке по-настоящему удачных шуток. Но в целом «Гагарин: Первый в космосе» похож на такое праздничное мероприятие внушительных размахов, сделанное по разнарядке сверху. Тему соблюли, размах обеспечили, административным ресурсом нагнали зрителей, успешно отчитались по бумажкам — а что за праздником может стоять какая-то чистая человеческая эмоция, так про это все давно забыли.
Вердикт — торжественный парад патетической банальности по мотивам одной из мощнейших реальных историй человечества